В судах Армении существует более 60 исков о защите чести и достоинства, деловой репутации от порочащих сведений. Речь идет не об исках, выдвинутых против СМИ, а о взаимоотношениях работодатель-работник, мать-дочь, командир-рядовой, сосед-сосед и т.д.
Репутация одной организации, занимающейся защитой животных, была опорочена, когда работник назвал сотрудника более высокой должности “верблюдом”. А один патологоанатом оскорбился, когда его назвали “знахарем”. Дочь свою 90-летнюю мать обозвала развратной, и мать обратилась в суд. Эти примеры мы приводим благодаря изучению в течение месяца судебных дел.
Однако поводом для большего беспокойства послужило одно дело о чести и достоинстве. Речь идет об одном письме нашего гражданина. Сусанна Оганнисян 14 апреля послала письмо министру обороны Сейрану Оганяну. Гражданка была уверена, что секретность писем сохраняется конституцией. Она написала о деятельности трех высокопоставленных лиц, сообщив министру, что один из них освободил с работы 35 человек, которые находятся в тяжелом социальном положении, по поводу другого сообщила, что он прежде в этой системе не работал и был уволен и т.д. После ознакомления с письмом, министр мог в лучшем случае вызвать к себе эту гражданку за ложные сведения и на этом завершить. Однако письмо попало в руки тех людей, о которых эта женщина писала.
В суде общей юрисдикции Котайкского района (судья Славик Торосян) закончилось дело по рассмотрению упомянутого иска против Сусанны Оганесян о требовании возместить ущерб, нанесенный чести, достоинству и деловой репутации. Дело на данный момент находится в производстве в апелляционном суде и пока еще не было рассмотрено.
Читайте также
Истцы М.И. , М.Г., А.Х. в своих исках указали, что Сусанна Оганесян 13 апреля этого года послала письмо министру обороны Сейрану Оганяну, публично представив такие фактические материалы, которые, по мнению истцов, являются клеветой и не соответствуют действительности, более того, оскверняют их честь, достоинство и деловую репутацию. Суд общей юрисдикции вынес решение, что ответчица оклеветала истцов и “при установлении суммы за возмещение ущерба учли способ клеветничества истцов, а именно клевета была распространена через письмо, соответственно об этом было известно лишь нескольким работникам министерства обороны”. Суд учел то, что ответчица и ее сын не работают и с нее взыщут 20.000драмов за каждого.
Представитель Сусанны Оганесян в суде общей юрисдикции (между прочим, это было открытое судебное заседание. Содержание письма в нашем расположении и, исходя из должности, занимаемой этими чиновниками, мы можем в любой момент опубликовать, поскольку СМИ в данном случае не несут ответственности за цитирование в открытом судебном заседании — Р.М.) заявил, что написанное ответчицей не носило публичный характер и в их отношении не должны применяться законы гражданского кодекса РА (7 , 8 пункты 1087.1 статьи). Однако согласно суду “необязательно, чтобы заявления, содержащие клевету, были опубликованы в СМИ или другими для многих доступными средствами”. Суд забыл дать один совет гражданам: министрам не пишите писем, чтобы не оказаться в суде.
Рузан Минасян