А вы знаете известного русского археолога Николая Марра? Того Марра, который провел археологические раскопки в Ани. Наверное и вы, как и я, знали, что он армянин. Однако прибывшие из разных стран мира в Ани туристы, желающие посмотреть развалины Ани, прочитав надпись, на вывеске, установленной рядом с оградой, узнают, что он — русский археолог.
Потом, пройдясь по всей территории Ани, рядом с несколькими церквями, читая надписи на вывесках, узнают, что такая-то церковь была построена царями Гагиком или Ашотом, здесь была династия Багратидов, потом территорией завладели арабы, грузины, персы, сельджуки русские… И все. Кем был царь Гагик? Что за династия Багратидов, какое у них было богатство? Об этом история, написанная рукой турок, молчит. История молчит также и о происхождении Карского монастыря Сурб Аракелоц.
Армянские и турецкие журналисты, совершающие автобусное турне по Турции в рамках программы USAID, завершили его в Карсе, посетив также Ани.
Читайте также
В Карсе мы увидели предполагаемый дом Егише Чаренца. Точнее, развалины, оставшиеся от этого дома. Мы побывали также в монастыре Аракелоц в Карсе, который сегодня превращен в мечеть и который также построен неким «неизвестным» царем Аббасом.
Карс, который был построен одновременно с Гюмри, из того же черного базальта, очень напоминал Гюмри. Там люди были более открыты для контактов с армянами. Здесь армяне бывают намного чаще. Кроме того, в Карсе есть большие ожидания от открытия армяно-турецкой границы. В Карсе нет ни одного армянина.
Этот город находится в запущенно состоянии. Даже один из наших турецких коллег сказал: «Даже не верится, что это часть Турции. Словно мы находимся совершенно не в Турции».
Однако то, что мы увидели в Ани, оказалось выше нашего воображения. Было очень больно, когда в анийской церкви Сурб Григор Лусаворчи услышала, как турецкий гид, отвечая на вопрос иностранных туристов, что это за буквы, показывая на фрески Месропа Маштоца с армянским алфавитом, сказал, что это, вероятно, или грузинские, или древние арабские буквы.
Когда я спросила нашего гида – Али бея, почему так поступают, он ответил: это почерк турецких властей, который часто критикуется в прессе и по телевидению, журналисты и некоторые общественные деятели поднимают этот вопрос, говорят – что это значит, кто такой царь Гагик, кто такой Ашот Багратуни? Что это за царство было? Почему вы ставите и вас, и всех нас за идиотов? Однако, факт остается фактом, что эта критика остается в воздухе, армяне и присутствие армян в Ани не имеет никакого документального свидетельства. И множество иностранных туристов, у которых нет каких-либо исторических знаний, должны довольствоваться только вывесками, размещенными у ограды Ани, рядом с церквями, где нет слов «армяне», «армянский», «Армения», и не узнают, что это за город…
Меланья Барсегян