Меня не интересует в футболе счет, если в игре не участвует Армения, и мне абсолютно безразлично, кто победит или проиграет. Кроме сборной и других команд моей страны, побудительных причин становиться фанатом иной страны у меня нет. Кстати, не понимаю и тех, кто во время конкурса Евровидения предлагал, что раз уж Армения не принимает участия, давайте болеть за Россию. Если это конкурс песни, надо болеть за хорошую песню, независимо от того, написана она твоим стратегическим другом или вековым врагом.
Говоря о Европейском футбольном чемпионате, я не углубляюсь и не очень разбираюсь в нюансах стратегии и тактики команд. Я не хочу слышать трафаретные объяснения спортивных комментаторов – «замешательство в штрафной площадке такой-то команды», «опасно!», «такая-то команда преподнесла сюрприз». Вот почему я предпочитаю смотреть футбол без звука. Признаюсь, имен большинства игроков европейских команд я не знаю. В игре мне интересна сама игра – один из видов человеческой деятельности, в котором нашли отражение человеческие способности, идеи и, самое главное, эмоции. Более того, во время репортажа встречи Швеция-Украина на спину одного из игроков сел жук, и оператор проявил высокую виртуозность, уловив несколько таких моментов, а режиссер показал хорошую реакцию, вовремя подключив нужную камеру. Это еще одно проявление человеческой способностей, хотя и не имеющее ничего общего с футболом..
Но самое интересное для меня в футболе, конечно же, моменты восторга игроков, когда они забивают гол, как огорчаются, когда это не удается – каждый это делает по-своему, и увидеть все это дает возможность крупный план: как они выражают недовольство судье, принявшему, по их мнению, неправильное решение, как на трибунах вскакивают или хватаются за головы фанаты, с разрисованными цветами флага своей страны лицами, как кричат друг на друга игроки, а затем протягивают руку или бросают косые взгляды. Это все интересно и захватывающе, но не до такой степени, чтобы доводить себя до инфаркта.
Однако, в Армении есть тысячи людей, которые переживают именно «до инфаркта». Но не потому, что сходят с ума от сборных команд Испании или Германии – их волнуют свои деньги. Футбол как игра, в его профессиональных и эмоциональных проявлениях, этих людей абсолютно не интересует. Этот чемпионат, как и все другие игры и события, рассматриваются только с одной точки зрения – «совпала или не совпала ставка». То есть, окупились ли поставленные на игру деньги. Слышишь повсюду такие разговоры и возникает мерзкое ощущение – неужели эту прекрасную игру можно было изгадить до такой степени!
Читайте также
С другой стороны, подобное мышление, конечно, не ограничивается только футболом, и мешает именно им, картежникам в широком смысле слова. Поставив себя в зависимость от каких-либо искусственных средств дохода, они больше не могут воспринимать жизнь во всех ее красках.
АРАМ АБРАМЯН