Когда-то, давным-давно на закрытом заседании Верховного Совета один из депутатов задал президенту РА вопрос – не находите ли вы, что установление сверх меры тесных связей с Россией и возложение надежд во всех вопросах на эту страну находится в противоречии с одним из главных положений карабахского движения, которое в кратком изложении звучит следующим образом – «исключение третьей силы». В действительности же вопрос депутата звучал намного дольше, около двух минут – он не был знаком с одним из основных положений журналистики – не формулировать вопрос так, чтобы он требовал ответа «да» или «нет». Президент Левон Тер-Петросян, естественно, воспользовался этой оплошностью и на растянутый вопрос-выступление ответил «нет» (кстати, советую на всех пресс-конференциях, интервью или, например, во время парламентского часа вопросов-ответов, если «вопрос» начинается с фразы «не находите ли вы», давать односложный ответ – может это научит людей формулировать настоящие вопросы).
А какое имеет значение для нынешней армянской государственности данный лозунг идеологической программы комитета «Карабах», который часто звучал на первом, и реже на 2-ом съезде АОД? Было бы интересно узнать это у наших политиков-ветеранов, но, на мой взгляд, смысл заключался в следующем: в последнее десятилетие прошлого века, когда появилась возможность создать независимое армянское государство, мы унаследовали из прошлого проблемы с Азербайджаном и Турцией, и эти проблемы мы должны решить без участия третьей силы. С сегодняшней точки зрения, это можно рассматривать как проявление революционного романтизма, для самостоятельного решения этих проблем наших сил достаточно. С другой стороны, этот тезис встретил и продолжает наталкиваться на сопротивление в самом нашем обществе, потому что большинство армян уверены, что мы можем жить только «под дудку России».
Но все, даже русофильство, должно быть в меру. Несколько дней назад я уже писал о слухах, согласно которым проблему мэра Гюмри должен был решить Путин. Теперь очередь дошла и до премьер-министра. Будто бы Москва мечтает сменить нынешнего «прозападного» премьера на «своего» в лице представителя «Газпрома» Карена Карапетяна, а попутно решить все «шероховатости» между «Процветающей Арменией» и Республиканской партией. Нет слов, правительство Тиграна Саркисяна в течение этих 4 лет фантастическим взлетом экономической мысли, мягко говоря, не блистало. Но в соответствии с нашей увечной логикой, это правительство должно быть изменено не за плохую работу, а потому что так захотел Кремль. Конечно, источник таких новостей имеет определенный «драйв».
Придет время, когда мы, по крайней мере, в таких вопросах будем исключать третью силу.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН