Что мы сегодня имеем и не имеем в национальном кинематографе? Часто к месту и без начинаем говорить о неудачах нашей культуры, критикуя, в частности, кино. В беседе «Аравот» с известным режиссером Эдгаром Багдасаряном не то, чтобы создается представление о том, что мы достигли в кино международных высот, но объективно показывает тот поиск, изыскания и процесс утверждения, которые давно стали реальностью в армянском кинематографе. А значит, он находится не на пустом месте, но на подходах к новому кино, который оторван от считающихся для армянского кинематографа Золотым веком 1960-70 годов, но это было кино нашей эпохи, соответствующее велению времени и художественным задачам. Таким образом, с позиций той эпохи и следует подходить не только к киноискусству, но и к проблемам нашей культуры в целом.
Говоря о сегодняшнем дне армянского кино, Эдгар Багдасарян отметил, что он не выносит, когда часто говорят, что у нас «нет кино», и приводят в пример только фильмы из 60-70-х годов: «Интересно, а чем занят я и мои коллеги… Иное дело если бы каждую минуту звучало «у нас нет дороги к зрителю». У нас есть только один кинотеатр, и какая речь может идти о кинопрокате. Наконец, этот единственный кинозал также имеет свои проблемы».
Наш собеседник отметил, что в 60-е годы условия были другие, человек желал прикоснуться к искусству, а сейчас иное мышление, каждый строит свою жизнь сообразно своим собственным критериям. «Не забывайте о существовавшей в Золотом веке «цензуре». Например, Сталин совершил два «открытия». Одно – регистрация многонациональных советских народов, и второе – присвоение званий деятелям искусств. В первом случае все находились «под контролем», а в случае званий – целью было «купить» деятеля искусств, и уничтожать нежелательных. Иными словами, не стоит принимать ничего от государства, потому что в этом случае вы чувствуете себя обязанным. В наши дни, например, есть несколько певцов со званиями, которые, когда тот или иной представитель власти в любое время дня и ночи пожелает, они должны явиться и «приукрасить» их застолье», – говорит кинорежиссер. По его словам, для творческих людей во все времена не существовало на 100 процентов благоприятных условий: «В свое время Папа Римский командовал даже Микеланджело, в общем, схожая диктатура была и существует сегодня. Конечно, идеологически диктатуру обойти можно, в то время как деньги очень трудно. Во все времена была и остается проблема хлеба насущного, и если это есть, то о чем еще говорить…».
На реплику, что за свои фильмы он получил и получает финансовую поддержку государства, наш собеседник ответил: «Сегодня не закончен фильм «Прощение», несмотря на то, что свое «дело» сделало (имеет в виду финансирование, – С. Д.). Наверное, спросите, нет ли спонсоров? Ответ на этот вопрос короткий: деньги в основном в руках людей, не имеющих вкуса… Тогда как настоящее искусство должно проникать в душу, и когда поддержка армянскому кинематографу начнется с президента страны, то только в этом случае станете очевидцами прогресса нашего кино».
Читайте также
Напомнив режиссеру о царящей в свое время на «Арменфильм» творческой горячке, мы спросили, повторится ли это, и, наконец, что у нас имеется в отечественном кинопрокате? Эдгар Багдасарян ответил: «Хотя и в «Арменфильме» в те годы копали друг под друга, тем не менее, действительно царила творческая горячка.
Сейчас как будто каждый кинорежиссер стал одной киностудией: киностудия «Эдгар Багдасарян», «Арутюн Хачатрян», «Виген Чалдранян» и т .д. Заверяю, есть и сильные работы. Например, постоянно восхищаемся Каннскими политизированными фестивалями, однако в этом году конкурсная программа этого известного кинофестиваля была несравнимо слабой, чем наш отечественный «Золотой абрикос». Или, постоянно склоняется выражение «голливудские фильмы». Я и мои единомышленники уверены, что по большей части снимаются стандартные фильмы – на тему секса и насилия. Независимо от интеллекта человека, любой человек сядет и посмотрит, как мужчина постепенно раздевает женщину. Не так ли?…».
Говоря о местном кинопрокате, кинорежиссер сказал, у нас уменьшилось количество простых фильмов о человеческой совести, заверив, что зритель заплатит за фильмы со сказочным сюжетом или реальным содержанием: «Отечественные телебоссы говорят – это вкусный лахмаджо (имеет в виду сериалы, – С.Д.), значит, надо сидеть и 24 часа и «есть».
В конце концов, это надоедает. У них нет «высокой кухни». Вот и в кино должно быть понятие «высокой кухни». Конечно, в условиях этого дефицита сериалы опасны. В конце концов, они доводят до состояния отупения, из которого просто невозможно выйти, каким бы зритель ни был подготовленным и воспитанным. Это похоже на голливудский стандарт, пропагандирующий секс и насилие».
По поводу дошедшей до нас достоверной информации, что в Армении запрещен показ рассказывающего о карабахской войне фильма «Земляк» Эдгара Багдасаряна, кинорежиссер, не опровергая, сказал: «Не время говорить об этом. Это отдельная тема, о которой я заговорю в ближайшее время».
Самвел ДАНИЕЛЯН