Основатель Армянского Центра авангардного экспериментального искусства «НПАК» Эдуард Баласанян в беседе с Aravot.am об установленной возле Каскада статуе пухленькой женщины и в целом об искусстве Ботеро сказал: «Ботеро прекрасный артист. Годы назад, когда мы представляли Армению на Венецианском биеннале, повсюду были скульптуры Ботеро – людей, животных, все в оригинальном стиле. Это очень хорошо, что в Армении представлено такое искусство. Я данную статую вблизи не видел, только на картинках, но знаю, что это известная работа Ботеро. Можно только приветствовать, что господин Гафесчян привез и установил ее в Армении. Может быть статуя или иная его работа и задевает чувства некоторой категории граждан, но это не может стать поводом для цензуры произведений искусства. Это неприемлемо, особенно в Армении, где действует также и Центр «НПАК». Повсюду, в том числе и за границей, я всегда подчеркиваю, что, несмотря на то, что «НПАК» иногда «перебарщивает», но никто не пытается нас обуздать. А значит, в Армении хотя бы в отношении современного искусства есть толерантное отношение, хотя нас часто критикуют, но прелесть демократии именно в этом».
Читайте также
Директор галереи «Кук» и художник Ваграм Арутюнян (Кук) считает скульптуру Ботеро прекрасным подарком для Армении: «Для того, чтобы увидеть статую такого уровня, необходимо съездить в Нью-Йорк, Лондон, не знаю, куда еще. Кстати, она очень удачно установлена, в отличие от подаренной французами статуи Родена. Если я, как художник, не вижу ее, то как на нее может смотреть и воспитываться простой народ? В то время как статую надо видеть, общаться, фотографироваться рядом. Если до и после установки статуи говорят, что они плохая, значит она действительно очень хороша. Например, когда Роден в свое время работал над скульптурой Бальзака, студентов академии подучили, чтобы они пошли и ее сломали, и действительно повредили. Хорошо, хоть сохранилась форма и ее отлили заново. А сегодня вся Франция восхищается Роденовским Бальзаком. Приведу еще один пример. Никому не видна статуя маршала Баграмяна, хотя работа выполнена достаточно безупречно, а «Арно Бабаджаняна» сначала ругали, но сейчас с ним фотографируются».
Поэту Ваге Арсену скульптура Ботеро кажется противоречивой, он даже считает, что с технической точки зрения она имеет недостатки. С другой стороны, по словам поэта, она интересна: «Это, вероятно, образ женщины 20-го века, которая не хочет ничем заниматься, пытается любоваться жизнью с высоты и в реальности оторвана от практической жизни. Телесные формы скульптуры таковы, что она не просто тучная, но, извините за сказанное, жирная, как свинья – никакой эротики, сексуальности. Удовольствия жизни заменены на иные, например, сигареты, и мыслью не блещет эта женщина, но все равно интересно».
Ваге впечатлен антилопами Ботеро и особенно Котом: «Кот хорош – аллегорический персонаж, а скульптура пухлой женщины мне не особенно нравится, хотя заставляет двигаться мысль. В любом случае, нужны нам взаимоисключающие и противоречивые скульптуры или нет, но если завалить город классическими памятниками, станет скучно…».
Гоар АКОПЯН