События последних дней показали, что в азербайджанском обществе имеются серьезные проблемы. В первую очередь, явными психогическими патологиями страдает, конечно, Ильхам Алиев, который мог бы по крайней мере на некоторое время сделать вид, что Сафаров сидит в тюрьме, и только затем организовать это шоу по героизации убийцы. Но он, вероятно, полагает, что самоутверждение его нации должно быть основано именно на создании героического образа убийцы, зарубившего топором спящего человека. Формирование нации на крови невинных и беззащитных – это, пожалуй, продолжение определенных традиций. Я уверен, что есть сотни азербайджанцев, кому это не нравится. Но с учетом политического режима в этой стране, их голосов не слышно. Кроме того, эти люди составляют «подавляющее меньшинство», и если они попытаются хотя бы слегка осудить Сафарова, а также патологическое поведение Алиева, они подвергнутся таким нападкам со стороны «патриотов», что пожалеют о сказанном.
Но если в Азербайджане поощряется и приветствуется массовый антиармянский психоз, это вовсе не значит, что подобное должно быть в Армении. Призывы провести операцию по ликвидации Сафарова или назначить плату за его голову – это тот же психоз, к счастью, не массовый. Во-первых, терроризм, в качестве шага отчаяния, объясним лишь в некоторых случаях, если нет своего государства. Но у нас есть государство, со своими дипломатическими и разведывательными службами, которые, правда, проявили себя в этой истории из рук вон плохо. Второе: ответив убийством на убийство, мы теряем преимущество в пропаганде и дипломатии, которое получили в результате этого нерасчетливого шага Алиева. Наоборот, надо терпеливо наблюдать, как Сафаров становится полковником, генералом, как ему присваивают звание национального героя, и как азербайджанские ашуги посвящают ему свои мугамы. Сакрализация «героя», убившего топором спящего человека, нам однозначно выгодна. И, наконец, если уж вы решили что-то делать, делайте, не болтайте, иначе это похоже на пустую и невыполнимую угрозу.
Убивать следует не Сафарова в каком-то темном переулке, а на поле боя тех, кто попытается посягнуть на нашу землю и границы (в том числе, естественно, и на границы НКР), независимо от этнической принадлежности тех, кто эти посягательство совершит. А тот факт, что в соседней стране героем становится трус, который способен «воевать» только со спящим армянином, подсказывает мне, что в случае войны эта страна не имеет никаких шансов – больное обществе не может вести войны. Я больше бы беспокоился, если бы в Азербайджане началось движение против оправдания Сафарова.
АРАМ АБРАМЯН