Слова с течением времени теряют свой блеск и превращаются в изношенные ярлыки, которые повторяются просто так, бездумно и по инерции. И тем более такая судьба ждет слова, входящие в политические лозунги. «Бандократия», «легитимность», «преступный режим» – все это замечательные слова, но из года в год они лишаются своей значимости, теряют, если можно так сказать, свой магнетизм. Независимо от того, насколько данные определения были меткими, люди от них устают. И точно также, как их произносят механически, не задумываясь, точно также и «целевые группы», которые должны от этих слов «возгораться», более не воспламеняются, слушают и повторяют их, не вникая в их смысл. Таковы особенности человеческой психики, очень немногие из нас способны фиксировать мысль на одной идее вечно, и это имеет свои как отрицательные, так и положительные стороны, потому что таков, в конце концов, наш защитный механизм. Да простится мне это несколько циничное сравнение, но если человек потерял кого-то из родных, то почти невозможно, чтобы на 10-й год потери его чувства были такими же острыми, как и в первый год. Противоположное поведение рассматривается как странное, если не патологическое.
Точно по той же логике, я не слышал, чтобы в последние несколько месяцев кто-нибудь из оппозиции говорил о «1 Марта». Политики, кажется, «выжали» все из организованного властями погрома, и он перестал быть «значимой темой». Хотя в этот день был убит не один, а десять армян, исполнители и организаторы преступления осуждены не были. Вечных тем нет, точно также, как не существует хранящих вечную свежесть слов и лозунгов.
Точно также «изнашиваются» и политики, теряют свою значимость, востребованность, как бы не были велики их достоинства и заслуги. Например, в 1996 году Вазген Манукян был актуален, как альтернатива властям, а спустя полтора года он уже «устарел». С одной стороны, изменилась политическая конфигурация, а с другой, общественность устала слушать одно и то же от одного и того же человека.
Хочу сказать, что если на предстоящих президентских выборах АНК выступит со своим кандидатом, он должен показать определенную креативность и стараться не повторять старые лозунги, старые аргументы и призывы. Они уже не воспринимаются. Конечно, было бы очень желательно, чтобы оппозиция выступила с новым кандидатом, это может быть любой член нынешней фракции АНК. Может быть, у него нет того политического опыта и репутации, которые есть у Левона Тер-Петросяна, но вместо этого он может расставить новые акценты, которые могли бы стать более интересными для оппозиционного электората. А первый президент окажет ему поддержку своими выступлениями и опытом. Как это сделали, скажем, Билл Клинтон и Обама.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН