У тех русских, у которых есть определенная склонность к алкоголю, любят повторять фразу, которая звучит примерно следующим образом: «Я пью не потому, что люблю эту проклятую водку, а просто чтобы не потерять стаж». Эту пословицу я невольно вспомнил в связи с прошедшими в воскресенье выборами, принимая во внимание тот факт, что в некоторых общинах, в частности, в Гюмри, не было необходимости в раздаче предвыборных взяток, однако, казалось бы вопреки всякой логике, сие имело место быть. Да, «цены» не были столь высокими, как на парламентских выборах, претенденты на кресло старейшины платили по 1-3 тысячи драмов, иногда завоевывали сердца избирателей, раздавая по нескольку килограммов мяса на семью – хорошо еще, не по несколько бутылок пива. Единственное объяснение может быть в том, что избиратели не могут себе представить, что цели можно достичь без взятки, и граждане не представляют себе, что на избирательный участок можно идти «бесплатно». Именно здесь и возникает вопрос «стажа» – если механизм работал на майских выборах и будет работать на февральских, то какой смысл останавливаться «на перерыв».
Поскольку избрание главы общины проводится, как правило, вместе с выборами Совета старейшин, кандидат на пост мэра или старосты, который, так сказать, «обречен на победу», стремится сформировать прирученный Совет старейшин, чтобы вдруг никто никоим образом не мог ограничить его власть, и с этой целью расходует деньги как на себя лично, так и на свою команду кандидатов в старейшины. В мыслях у такого кандидата-«победителей», конечно, не проходит, что Совет старейшин это не Национальное собрание, здесь нет политических интересов, и, следовательно, вдумчивые и самостоятельные личности могут быть полезны для решения проблем общины.
В Гюмри сформировать полностью ручной Совет старейшин не удалось, не всем в этом органе быть пивоварами. Здесь есть также и сторонники действующего мэра Вардана Гукасяна, а также другие представители от Республиканской партии и «Процветающей Армении», которые по той или иной причине не согласны с тем, чтобы в городе властвовал их «единый» кандидат. Если руководствоваться известной логикой, то можно констатировать, что тем самым изъято несколько камней из пирамиды бандократического государства. То есть, поскольку действующий мэр Гюмри властями недоволен, он может быть союзником оппозиции в борьбе во имя демократии.
Но это, в конце концов, мелочи. Самое важное здесь не номенклатурные игры или привычка представителей власти независимо от нужды раздавать избирательные взятки. Местные выборы еще раз доказали, что проблема заключается не в политической воле властей, не в недостатке активности оппозиции, и не в отсутствии избирательных механизмов. У нас не хватает намного более важного – избирателей, то есть, нет преобладающей части граждан, которые готовы совершить свой свободный выбор.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН