Премьер-министры Великобритании и Шотландии Дэвид Кэмерон и Алекс Салмонд подписали вчера соглашение, согласно которому осенью 2014 года в Шотландии будет проведен референдум. Этим референдумом будет решено, оставаться Шотландии в составе Великобритании или нет. На церемонии подписания Кэмерон заявил, что уважает волю шотландского народа, поскольку они выбрали именно ту партию, которая боролась за референдум, хотя он думает, что для обоих народов было бы более выгодно оставаться в составе одной страны. Салмонд в свою очередь выразил уверенность, что по итогам референдума его страна придет к независимости. Но при этом оба объявили, что они будут уважать результаты референдума. Почему лидеры двух стран так спокойно относятся к этому вопросу? Потому что даже в случае независимости Шотландии, эти две страны останутся членами европейской семьи, они будут иметь открытые границы, у представителей этих двух народов не будет никаких проблем в соседней стране, и при наличии всех этих условий, зависимый или независимый статус существенного значения не имеет. Особенно то, что теперь Шотландия будет решать свои внутренние политические и экономические проблемы совершенно самостоятельно.
Мы, народы Кавказа, жить вот так сейчас не можем. Для нас, армян, независимость Арцаха от Азербайджана не является символическим вопросом, потому что никто не сомневается в том, что цель Азербайджана в уничтожении и изгнании армян, живущих в Арцахе, и своих целей правительство соседней страны вовсе не скрывает. Наоборот, подчеркивает и демонстрирует миру, например, как в случае с тем же Рамилем Сафаровым. Такая же опасность висит и над головой Абхазии и Южной Осетии, если они вернутся в состав Грузии. Следовательно, здесь проявляется менталитет не одного из народов, а по крайней мере, целого «региона». В чем же истоки всего этого? Мне кажется, они кроются в шаблонном представлении, в соответствии с которым владеть, властвовать и подчинять народы или людей легче силой, угрозами и шантажом, чем сотрудничая с ними. Кстати, от этой модели Великобритания отказалась более полувека назад, а Соединенные Штаты и Россия держатся ее до сих пор. Однако вся проблема в том, что то же самое мышление присутствует не только на «региональном», но также на национальном и более низких уровнях, вплоть до семьи. И многие из нас создали в своих домах такие «империи», которым позавидовали бы Александр Македонский, Наполеон или Сталин.
Когда мы взаимно признаем личные свободы и независимость друг друга, только тогда из этих маленьких кирпичиков мы постепенно сможем построить опирающуюся на европейские ценности семью народов.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН