Предстоящие через две недели президентские выборы в Соединенных Штатах, насколько я понимаю, для большей части армянства интересны тем, произнесет Обама или Ромни 24 апреля слово «геноцид» или нет. Я склонен думать, что ни тот, ни другой этого слова не произнесут. Но даже если скажут, то это вовсе не означает, что президент США очень любят армян или сходит с ума по «исторической справедливости». Это будет просто означать, что между его страной и Турцией возникли серьезные проблемы, и слово «геноцид», а также «армянский вопрос», всего лишь выполняют в этой игре роль одного из инструментов. Так было, по крайней мере, последние 150 лет, и почему так не должно быть сейчас?
Тот факт, что вопрос «произнесет – не произнесет» занимает центральное место в нашей политической повестке, говорит, в свою очередь, о том, что армянская политическая мысль в течение всего этого 150-летнего периода продолжает находиться в плену эмоций и романтизма, а редкие исключения лишь подтверждают данную закономерность. В реальности, наша повседневная жизнь – для жителей Армении и, вероятно, для всех остальных армян, – не зависит от слова «геноцид», кто бы его не произнес.
Но говорить, что для нас абсолютно безразлично, кто станет президентом Соединенных Штатов, тоже будет неверно. В частности, события в нашем регионе, в том числе и внутри Армении, зависят от отношений между Россией и США. И здесь взгляды Обамы и Ромни разнятся – республиканский кандидат в этом вопросе имеет гораздо более твердую позицию. Об этом свидетельствуют недавние дебаты по вопросам внешней политики, где бывший губернатор штата Массачусетс сказал, что геополитическим противником его страны является Россия. «Я не смотрю на Россию и Путина через розовые очки и уж точно не скажу, что после выборов смогу проявить большую гибкость. После выборов она станет еще тверже», – объявил Ромни. Обама справедливо возразил, что такой подход является, по сути, возвращением к политике 80-х годов.
Мне кажется, и это очевидно, чем больше обостряются отношения между двумя сверхдержавами, тем хуже для нас, потому что попыток «перетянуть» на ту или иную сторону многие небольшие страны Южного Кавказа становится еще больше. Поэтому я считаю, что нам более выгодно переизбрание Обамы.
Читайте также
Некоторых может воодушевить то, что Ромни более интенсивно критикует антидемократический режим Путина. Но кто сказал, что эта критика искренняя. Режим в Саудовской Аравии хуже, но я не слышал, чтобы какой-либо президент США критиковал его.
АРАМ АБРАМЯН