Коммунисты, разместив в мавзолее тело своего вождя, отправили жителям огромной страны послание, что отныне это святыня, перед которой все должны преклоняться, отложив в сторону свои личные, национальные и религиозные различия. Когда я достиг сознательного возраста, это поклонение уже стало фальшивым, превратилось в предмет для насмешек и анекдотов. В «коммунистическую религию» не верили должным образом уже и те, кто произносил о Ленине пламенные речи. Если бы это было не так, возможно, это государство просуществовало бы дольше. Но не только в коммунистических, но и в любых других странах, даже самых демократических, есть, должны существовать какие-нибудь «иконы», некие авторитеты, идеи, если хотите – мифы, вокруг которых формируется определенный национальный консенсус, что заставляет всех подтягиваться, откладывать в сторону не только разногласия, но и убирать с лица циничную улыбку. Когда республиканцы, руководствуясь, вероятно, коммунистической инерцией, пытаются механически заменить Ленина на Нжде, это, естественно, вызывает обратную реакцию и дискредитирует прекрасного патриота – Нжде. Его афоризмы (которые иногда представлены как завершенные философское мировоззрение), не могут нас объединить. В этом смысле фильм о Нжде, будь он даже непревзойденным шедевром всех времен, все равно удостоился бы насмешек и нападок, особенно со стороны тех, кто настроен к республиканцам недружелюбно.
Но если привязать к старой коммунистической форме такую объединяющую идею или символ невозможно, это вовсе не значит, что их не должно быть вообще. На мой взгляд, самое идеальное решение, если бы в этой роли выступила Армянская Апостольская Церковь. Но, к сожалению, наши первосвященники не пользуются в обществе каким-либо уважением, они воспринимаются как часть криминально-олигархической системы, и в основном, я думаю, заслуживают такой оценки.
В таком случае – что? Вы, конечно, не ждете, что я отвечу на этот вопрос в рамках одной компьютерной страницы. Но хочу просто напомнить, что скоро исполнится 25 лет с начала карабахского движения. Взгляните на известную фотографию членов комитета «Карабах» на площади Свободы (вчера она была представлена в нашей газете), возможно, эта фотография напомнит вам что-нибудь. Я не утверждаю, что эти парни что-то открыли, но к чему-то они точно прикоснулись. Иначе не сумели бы собрать вместе один миллион человек, иначе тысячи людей не ушли бы добровольцами на фронт.
Когда я общаюсь с Аветиком Ишханяном, то стараюсь использовать только литературные слова, заменять на ходу возникающие в уме русские выражение на соответствующие армянские эквиваленты. И это исключительно из-за фамилии Аветика.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН