Несмотря на то, что главным «посланием» недавнего интервью Левона Тер-Петросяна был обозначен проект создания на основе АНК новой партии, выступать с рассуждениями на эту тему достаточно сложно. Если, как утверждают лидеры наиболее известных партий АНК, свои статусы сохраняют АОД и НПА, чем тогда подобная структура отличается от нынешнего положения АНК? То есть, сохранится ли в данном случае Конгресс хотя бы в качестве объединения формально самостоятельных партий. А если будет создаваться новая партия, в которой после роспуска растворятся остальные партии, то возможно это встретит сопротивление со стороны АОД и Демирчяна. Об оставшихся единицах я не говорю, потому что прочие, не покинувшие Конгресс партии и политики, в обществе существенной роли не играют.
Но станет АНК партией или нет – это вопрос вторичный по сравнению с проблемами, которые были подняты первым президентом в основной части интервью. И здесь заключения Тер-Петросяна однозначно верны. Если темпы миграции останутся прежними и особенно, если они, как это предполагает первый президент, возрастут вдвое, то через 10-20 лет мы как независимое государство исчезнем, и в этом случае меньшим злом будет испытанный сценарий вхождения в состав России, для того чтобы избежать опасности уничтожения. Возможны и более трагичные сценарии. Это заявление Тер-Петросяна даже не является политическим, это научная, я бы даже сказал, математическая истина. Правильно также и то, что основной причиной эмиграции является качество государственных институтов. В странах, подобных нашим, такие учреждения «запрограммированы» на разграбление, на обогащение представителей власти. И в этом отношении, кстати, наше культурное сотрудничество с Гватемалой не кажется таким уж фантастическим. Наконец, также верно и то, что Запад в отношении стран Южного Кавказа четкой стратегии не имеет.
Но после всего этого возникают вопросы. Почему мы, будучи бескорыстными и образованными людьми, возглавляемые Тер-Петросяном создали в 90-х годах государственные институты именно такого качества. Я говорю «мы», чтобы было ясно, что это всего лишь констатация факта, а не обвинения, направленные против кого-то конкретно. (Хотя именно этот факт не принимается фанатами первого президента). Почему основатели Первой республики создали точно такие же государственные учреждения, которые привели к вышеописанной развязке и «отхождению» к России. Разве они не были патриотами и честными людьми? Более того, почему в той же «родной» нам Гватемале, Гаити и в других странах, где действуют такие же государственные институты, и где Запад, имея четкую стратегию, регулярно осуществляет революции, приводя к власти «хороших парней», вышеупомянутые институты не меняют своего качества? Можно ли из этого делать вывод, что качество институтов не обусловлено качествами личности?
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН