Лента новостей
Новости дня

О проблеме «провинции»

02 марта,2013 16:47

Моя бабушка до 1918 года училась в Шушинской гимназии и в юношеские годы настолько хорошо выучила французский язык, что могла объясняться на нем до конца жизни. Мой дед почти в это же время учился в Шушинском реальном училище, и этого образования было вполне достаточно, чтобы он долгое время работал бухгалтером. Мой дед по отцовской линии, хотя и родился в Нухи, но его предки – Тер-Абрамяны, были в Арцахе служителями церкви в качестве простых священников. Никто из этих моих родственников никогда не считал Арцах областью Азербайджана, более того, в сознании ни у одного из них не было стереотипа «Азербайджан», а проживающих рядом с ними магометан они в свое время называли «татарами», как это было принято в Российской империи. Арцах был провинцией именно этой империи, точно такой же, как Ереванская и Александропольская губернии – почти с таким же уровнем развития. Называемый «Азербайджаном» большевистский проект имеет короткую историю, и в генетической памяти нас – армян нет его полноценного восприятия. Это я пишу не для уничижения соседнего народа – прекрасных людей и выпестованной интеллигенции в современном Азербайджане есть не меньше, чем в Армении. Речь идет о психологическом восприятии нашего народа, и особенно арцахцев.

В советские годы народы Прибалтики не признавали, что они являются частью Советского Союза: это не было политической позицией – такова была сама психология. Когда я говорил, например, с эстонцем, он отмечал – ваши композиторы, ваша сборная по футболу – подразумевая советскую страну и советскую культуру. Ни одним решением ЦК, направленным «против национализма», никакими «кагэбэ», никаким насильственными действиями невозможно было изменить убеждения эстонцев, потому что это, по сути, было не национализмом, а, скорее всего, образом жизни. И когда после 1985 года появилась возможность, этот образ жизни наполнился политическим содержанием.

То же самое и с Арцахом. В образе мышления живущих там людей никогда не было и сейчас нет представления о том, что они могут являться частью Азербайджана. Будь то лидер-коммунист или сельский житель – эти люди психологически не воспринимали гегемонию Азербайджана, и когда возникла необходимость доказать это, бороться и проливать кровь, они, не колеблясь, пошли на этот шаг. В представлении живущих в Арцахе людей – тех людей, которые руководили борьбой за независимость этого края, никогда не существовало понятия «азербайджанский район».

Нашего любимого певца Рубена Ахвердяна я знаю около 30 лет, и уверен, что он слишком далек от местечкового шовинизма. Он говорит о реальных пороках нашей страны, которые, однако, не имеют никакой связи с теми обстоятельствами, каково происхождение руководителей этой страны.

 

АРАМ АБРАМЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (3)

Комментировать

  1. Artem:

    Возможно, Р.Ахвердян далёк от «местечкового шовинизма», но можно ли с уверенностью сказать то же самое о руководителях? Как объяснить столь массовый переезд арцахцев в Ереван и далеко не безбедное их существование, как правило. Удивительной предприимчивостью?
    Случайно ли деление нашей маленькой страны на такое количество марзов? Местничество, по-существу, культивируется, поскольку обеспечивает лучшую управляемость.
    НКР провозглашенное независимое государство, условий для существования которого гораздо меньше, чем, скажем у Ширакского марза. Но мы привыкли к этому. Воспринимаем как что-то само собой разумеющееся. Корни абсурда — где-то здесь. «Долой миацум» — «мы отдельная страна», что это как не местечковый шовинизм?

  2. Emirel:

    Трудно назвать Азербайджан «большевитским проектом», ибо в 1918 году Закавкаский Коммисариат состоял из 3 закавказских республик, признавших друг друга и объединившихся. А уж потом каждая из них объявила о своей независимости.
    Может быть, в образе мышления карабахских армян не признавалась никогда гегемония татар-магометан, но именно так же воспринимали Эриванскую губернию и другие азербайджанонаселенные пункты те же «магометане-татары».
    Понятно должно быть одно: мы соседи и никуда от этого не деться, надо находить компромиссы и двигаться вперед.

Комментировать