Известному артисту Вардану Петросяну не разрешили встретиться со студентами Французского университета, а молодому преподавателю Арарату Мирзояну, который требовал отставки помощника ректора, не позволили читать лекции в Ереванском государственном университете. Эти случаи не равнозначны, потому что Французский университет – частное заведение, с иностранным менеджментом, и я затрудняюсь сказать, какими именно критериями они у себя руководствуются, не позволяя одаренному артисту входить в вуз. В то время как Ереванский государственный университет живет и существует за наш – налогоплательщиков – счет, и он подотчетен перед обществом. Но именно этот вуз слишком уж закостенел в догматическом «республиканстве», больше, чем все остальные. Скажем, в Педагогическом университете, где я преподаю, в последние годы о случаях «политической мести ректора» ничего слышно не было. В Государственном университете, так сказать «Альма-матер», который должен вроде бы служить примером для всех остальных вузов, преобладает сформовавшееся «квадратное» мышление. Историки университета пишут учебник, в котором в вопросе «1 марта» позиционируют себя провластными больше, чем сама власть. И здесь разговоров об «академической свободе» быть не может, потому что речь идет не о простой книге, а об учебнике. Неизвестно почему, но именно в ЕГУ сконцентрировано большое число «комсомольских» карьеристов с нагрудными значками, в их числе и вышеупомянутый заместитель ректора, которые, кроме произношения формулировок ложного «нждеизма», ни на что другое не способны.
Говорить, что у вуза есть особенные догматические традиции, было бы несправедливо. Во времена коммунистов, наряду со свойственными этому периоду особо крайними негативными проявлениями, в ЕГУ было возможно свободное творчество. Могу с уверенностью говорить об этом, потому что в этом вузе на протяжении десятилетий преподавали философию мои родители. Они не противопоставлялись системе этого периода, но в своих взглядах были слишком либеральны и лишены каких-либо стереотипов. (Думаю, что их студенты подтвердят это). Но в том же ЕГУ преподавали люди, которые противопоставлялись коммунистическому режиму, вследствие чего и подвергались гонениям со стороны последнего. Например, Эдмон Аветян и Рафаел Папаян.
Почему же Альма-матер так присмирела, можно сказать – измельчала? Многие в этом ищут какие-то личные объяснения. Я же думаю, что проблема кроется глубже, она системная и идет из последних 20 лет истории ЕГУ. Но это – тема отдельного разговора.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН