Бывший член правления АОД Ованнес Игитян не намерен критиковать «домашнюю демократию» новой партии АНК
– Господин Игитян, в субботу в СКК имени Карена Демирчяна состоялся учредительный съезд партии «Армянский национальный конгресс». Во-первых, я хотела бы узнать, принимали ли Вы участие в работе съезда в качестве бывшего члена АОД, и было ли сделано Вам приглашение?
– Я не принимал участия в съезде, мне позвонили и сказали, что я могу зайти и взять свой мандат, но я неоднократно заявлял, что не являюсь членом АНК, и потому не могу участвовать в качестве делегата, наделенного мандатом. Если бы мне поступило предложение принять участие в качестве приглашенного, то я, возможно, пошел бы.
– Новый АНК избрал руководство, правление состоит из 45 членов, из которых 22 человека – бывшие члены АОД, 22 – из инициативной группы альянса АНК, и Левон Тер-Петросян. Эти два списка по 22 человека, фактически, были составлены заранее и утверждены съездом, и члены правления не были избраны тайным голосованием из кандидатур, выдвинутых делегатами съезда. Господин Игитян, как Вы оцениваете иную форму избрания состава правления, и насколько это согласуется с демократическими принципами?
Читайте также
– Те, кто помнят съезды АОД, знают, что делегаты не только выдвигали кандидатов в члены правления из зала, но и боролись за то, чтобы стать членами правления АОД. А форма борьба заключалась в представлении собственной точки зрения и аргументации, с какой целью желаешь стать членом правления. Кандидат выступал с критикой деятельности прежнего правления, встречался с однопартийцами, представлял свои взгляды и программы… Таковым был AОД, и именно это было демократией. А когда утверждаются на принципах паритета заранее составленные 2 списка по 22 человека – это для меня неприемлемо. Но я не хотел бы критиковать, потому что это съезд другой партии, с избранной ими формой домашней демократии, они так решили, вроде в зале все были согласны, и недовольства наверное не было. Хотя, у меня по-прежнему есть там друзья, с которыми я встретился и пообщался, многие выразили свое недовольство, но я посоветовался им мне не жаловаться – либо подчиниться, или, если им было что сказать, озвучили бы на съезде АНК. Я не собираюсь тиражировать все эти недовольства. Свою политическую деятельность я не намерен направлять на новую партию АНК. Я считаю, что она в любом случае является оппозиционной партией и, вероятно, продолжит борьбу с беззаконием и против нелегитимных властей. Во всяком случае, я приветствую их. А я, как бывший член АОД, как либерал-демократ, продолжу и найду эффективный вариант для развития в Армении демократии и либерализма, и понятно, что в одиночестве не останусь.
– То есть, вполне возможно, что покинувшие АНК и сохранившие верность идеям либерализма деятели и Вы объединитесь и создадите новую партию?
– Пока не знаю, время покажет. Но можно четко отметить, что сегодня либерально-демократический полюс свободен. Есть, конечно, партии, которые в той или иной форме придерживаются этой идеологии, но это не АНК.
– Господин Игитян, Левон Тер-Петросян провозгласил задачей Армянского национального конгресса «буржуазно-демократическую революцию». В 2008 году была поставлена цель по демонтажу «плутократического режима», и сегодня фактически указывается путь к ее достижению через «буржуазно-демократическую революцию». Вы считаете это возможным?
– Я думаю, что каждый имеет право на свое мнение, и считаю, что любой человек, в том числе и я, может ошибаться. Я всегда отношусь с подозрением, когда человек не признает своих ошибок, или когда среди 2000 человек не находится хоть один с иным мнением. Затронутая тема такова, что вокруг нее могла развернуться дискуссия, но этой дискуссии я не заметил ни в зале, и не думаю, что с подобными обсуждениями члены партии выступят в
прессе. Мне очень жаль, но я давно уже высказал мнение, что АНК постепенно движется в сторону авторитаризма, если не тоталитаризма. Когда один человек говорит что-то, а всеми это воспринимается как руководство к действию, для меня это неприемлемо. Это не свойственно моему менталитету – я приверженец либеральных, демократических принципов. А есть люди, для которых это нормально. Каждый сам выбирает свой путь.
– Тер-Петросян в своем выступлении выразил недоумение относительно того, почему в армянских политических кругах было воспринято «в штыки» желание разорвать связь олигархов с властями и готовность сотрудничать с «Процветающей Арменией». Он указал на прецедент с Хачатуром Сукиасяном, выразив уверенность, что «аналогичный путь избрал Гагик Царукян». Прежде всего, насколько было уместным сравнение Х.Сукиасяна и Г.Царукяна, и второе, рассматриваете ли Вы шаги Царукяна, как попытку оторваться от властей?
– Во-первых, в связи с переговорами между АНК и «Процветающей Арменией» я не заметил какого-либо воодушевления со стороны общественности. Цель и деятельность партии должна быть направлена на установление отношений с народом, то есть, партия представляет свою идеологию и тезисы общественности, и уже общественность решает, близки ли ей эти тезисы по духу, и делает выбор – поддерживать эту партию или нет. Но посмотрите, что произошло. АНК, будучи оппозицией того времени, в 2007-2008 годах, и даже в 2009 году, имел огромную армию своих последователей и сторонников, но постепенно их масса уменьшилась и растрепалась. Возможно, что причиной этого стали данные переговоры, сотрудничество и то, что народ был отодвинут на второй план, а основная деятельность была направлена на осуществление буржуазно-демократической революции и на отрыв людей от пирамиды власти… Если бы я был членом этой новой партии, то высказал бы противоположную точку зрения в правлении или даже на съезде, потому что с трибуны прозвучала мысль, что – «я ученый, и для меня главное факты». Я тоже ученый, и при этом – точных наук, и я тоже руководствуюсь фактами. Если в течение пятилетней деятельности люди разочаровались или отошли от политической борьбы, это означает, что что-то не так. Кроме того, начиная с 2009 года я отмечал, что АОД растворяется в АНК, и это негативный процесс. Меня даже попытались выдворить из АОД, не согласившись со мной. Но, по сути, Тер-Петросян четко объявил, что АОД в последние 5 лет в качестве самостоятельной политической партии не существовал, и свою деятельность направил на то, чтобы вложить все свои силы в АНК, что я не считаю правильным. К сожалению, все, кто поднимали вопрос о самостоятельности АОД, были исключены из партии, а в АОД остались только те, кто был согласен на ликвидацию партии, или, если были против, не захотели или не смогли выразить свою точку зрения.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»