Руководитель Ассамблеи тбилисских армян Арнольд Степанян считает это самой большой проблемой
– Совсем недавно армяне Джавахка организовали в Тбилиси демонстрацию. Последний раз провести акцию протеста в столице армяне Грузии попытались еще в начальный период нахождения у власти Шеварднадзе, в середине 90-х годов. На этот раз перед резиденцией премьер-министра Грузии собралось по меньшей мере 400 демонстрантов, прибывших из Джавахка, которые требовали встречи с премьер-министром Бидзиной Иванишвили. Но вместо него участников акции принял министр по вопросам реинтеграции Грузии Паата Закареишвили и была достигнута договоренность, что он лично посетит Джавахк, с расчетом, что какие-то решения будут найдены сразу на месте. Господин Степанян, состоялся ли этот визит?
– Да, 19 апреля Паата Закареишвили прибыл в Джавахк, и не только он, с ним находились несколько министров, советник Иванишвили по региональным вопросам. Делегация, конечно, было довольно представительная.
– И каковы результаты этого визита?
Читайте также
– О результатах говорить пока слишком рано. Однако факт то, что министр приехал как и пообещал, представил свои подходы, ответил на вопросы армян Джавахка. На мой взгляд, наиболее важным ответом является его обещание усилить органы местного самоуправления, и местное население будет иметь возможность участвовать в общественно-политической жизни более активно, и новое руководство предоставит такую возможность. В то время как предыдущие власти такую возможность не давали. Я придаю этому важное значение, и если это удастся осуществить, то можно будет уже говорить о развитии.
– Несколько дней назад в центре Тбилиси Михаил Саакашвили провел довольно многолюдный митинг. В видеоматериалах наряду с флагами Грузии, НАТО, ЕС развевался также флаг Азербайджана. Принимали ли участие в этом митинге армяне Грузии?
– Затрудняюсь дать конкретный ответ. Так как наша организация не проводила мониторинга, я бы воздержался от однозначного ответа, но не исключаю, что приняли участие и армяне, но вряд ли они составили большое число, так как участие армян в митинге не было заметно.
– Несколько дней назад министр ИД Грузии Майя Панджикидзе, находясь в Ереване, на вопрос о возобновлении работы абхазской железной дороги, ответила, что пока что они не начали работать в этом направлении и говорить о возобновлении движения пока очень рано, отметив, что это была всего лишь идея… Причины затягивания этого вопроса известны, в российско-грузинских отношениях пока что существует довольно много проблем, но, тем не менее, что может содействовать положительному решению этого вопроса?
– Пока не будут достигнуты конкретные договоренности по другим вопросам, никто этот вопрос не затронет. В российско-грузинских отношениях должен наступить перелом, чтобы и этот вопрос тоже был решен. И Тбилиси, и Москва, и Сухуми заинтересованы в том, чтобы было восстановлено функционирование железной дороги, однако есть и серьезные противники этого. То есть, здесь вопрос, скорее всего, в следующем – что взамен чего, и пока что ни одна из сторон не желает ничего менять. Может ли быть достигнута ясность вокруг задействования абхазской железной дороги? Ответ на этот вопрос мы вероятно будем иметь через 1-2 месяца, к этому моменту он примет более определенные черты. Однако говорить, что дорога начнет действовать через 1-2 месяца, конечно, это не так, поскольку необходимо, чтобы в отношениях сторон было зафиксировано реальное сближение.
– Господин Степанян, мы постоянно слышим намеки о попытках «посеять вражду» между армянским и грузинским населением Грузии, сообщениях «вбить клин» в отношениях между двумя народами, после чего официальные лица и политические деятели выступают с осуждением и так беспрестанно. Какие проблемы имеются в Джавахке, которые время от времени могут становиться опасной основой для возникновения таких проблем между двумя народами?
– Проблем достаточно, и трудно сказать, какие из них могут послужить причиной для «взрыва» Джавахка. Для Джавахка самая большая проблема в том, что люди в этой их стране не чувствуют себя гражданами «первого сорта». Причина кроется в том, что они до сих пор изолированы политически, община не интегрирована в грузинское общество, она находится в информационной среде других стран, а не Грузии, есть проблемы с общением – вопрос языка, хотя прогресс есть в экономической сфере, в вопросе дорог, и у новых властей есть желание продолжить работы в этом направлении. Но есть специфические проблемы, к которым хотелось бы привлечь внимание. Люди, которые живут в Джавахке, они отличаются от тех, кто живет в западной части Грузии. То есть, этнический вопрос – это специфическая проблема, которая не решается. А единственный метод, который применялся во время прежней власти – это жесткий контроль, диктаторский режим, так называемая «политика дубинки», которая не регулировала никаких проблем, и они рано или поздно могут привести к взрыву, если власти не будут обращать на них внимание и не дадут положительного решения.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»