Полностью разделяю то, что было сказано Сергеем Викторовичем Лавровым.
В дополнение к этому я хотел бы добавить несколько слов. Во первых хочу выразить благодарность за приглашение посетить Российскую Федерацию с официальным визитом. Это мой первый визит после переназначения на пост министра иностранных дел.
Сегодня мы имели еще одну возможность коснуться всего спектра двусторонних отношений, обсудить вопросы которые представляют взаимный интерес, затронуть региональные, международные проблемы. Таких вопросов очень много, но все они обсуждаются и решаются как и должны обсуждаться и решаться между союзными государствами.
Как всегда наши беседы с Сергеем Викторовичем проходят в очень конструктивном, в очень дружеском ключе и это естественно потому, что это происходит между друзьями, между министрами двух союзных государств.
Мы коснулись торгово-экономических отношений, которые действительно имеют очень хорошую динамику развития. В прошлом году торговля между двумя странами увеличилась двадцать процентов. Это только за один год а если мы посмотрим за последние пять лет, то это очень серьезные цифры. Россия сегодня по общему объему первый инвестор в экономику Армении. Более 1300 предприятий с российским капиталом действуют в Армении.
У нас очень успешно работает межправкомиссия по экономическому сотрудничеству, у нас хорошее взаимодействия между военными ведомствами двух стран, тесное военное, военно-техническое сотрудничество. Установились активные контакты между парламентами, в ближайшее время намечено очередное заседание межпарламентской комиссии. Успешно развиваются межрегиональные отношения в которые вовлечены все регионы Армении и более 70 регионов России. Активно развиваются гуманитарной связи.
Мы тесно взаимодействуем, сотрудничаем в рамках международных организаций. Проводятся регулярные консультации между министерствами иностранных дел, в прошлом году проведено было семь таких консультаций по различной тематике, в этом году будет не меньше.
Мы договорились продолжить нашу тесную координацию в таких организациях как ООН, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ, Совета Европы, ОЧЭС в других международных и региональных площадках.
Естественно, мы коснулись ряда региональных и международных проблем. Обсудили вопросы региональной безопасности, в частности в нашем кавказском регионе. Особое внимание было уделено процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мы высоко оцениваем усилия России, как сопредседателя Mинской группы ОБСЕ, по исключительно мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и вообще как одной из главных стран, которая играет важнейшую роль в обеспечении стабильности и безопасности в нашем регионе. О проведенных переговорах, о наших отношениях можно говорить долго. Я на этом ограничусь и будем ожидать ваших вопросов.
Агентство Интерфакс. Вопрос к обоим министрам. Какова ваша оценка эффективности взаимодействия России и Армении в рамках ОДКБ?
Эдвард Налбандян. Ну я могу сказать, что разделяю то, что сказал Сергей Викторович. Армения — очень активный участник ОДКБ. Мы принимаем участие во всех начинаниях, инициативах ОДКБ, тесно взаимодействуем с Россией и другими членами организации.
Агентство ИТАР-ТАСС. Вопрос к обоим министрам. Есть ли за последнее время какие-нибудь подвижки в процессе нагорно-карабахского урегулирования?
Эдвард Налбандян. Я бы сказал, что серьезных подвижек нет, но и нельзя утверждать, что процесс находиться в тупике. Переговорный процесс продолжается. В ближайшее время готовиться новая встреча министров иностранных дел. Это по всей видимости будет в мае в Кракове. Не исключена встреча и на высшем уровне. Неоднократно сопредседатели за последнее время бывали в регионе. За последние месяцы состоялись три встречи министров иностранных дел. Так что процесс идет. Другое дело, что процесс не продвигается, поскольку одна из сторон занимает неконструктивную позицию, практически отвергает все предложения сопредседателей.
Агенство АПА(Азербайджан). Страны сопредседатели Минской группы ОБСЕ, а также Азербайджан заявили что статус-кво являться неприемлемым. Какова позиция Армении?
Эдвард Налбандян. Позиция Армении созвучна с позицией сопредседателей Минской группы ОБСЕ, выраженной в четырех заявлениях президентов стран сопредседателей в л’Аквиле, Мускоке, Довиле, Лос-Кабосе. Созвучна с той позицией, которая была выражена в заявлениях по нагорно-карабахскому урегулированию, принятых в рамках министерских встреч ОБСЕ — в Хельсинки, Афинах, Алма-Атe, Вильнюсe, Дублинe и на Астанинском саммите.
Если азербайджанская сторона действительно против сохранения статус-кво, то не надо было отвергать предложения исходящие от сопредседателей. Как вы знаете, именно это произошло на встрече в верхах в Казани. Но не только в Казани. Тоже самое произошло на предыдущих встречах в Сочи, до этого в Астрахани, до этого в Санкт-Петербурге. Азербайджанская сторона не только отвергает предложения по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но и все предложения, касающиеся мер доверия: такие, как вывод снайперов, укрепление режима прекращения огня, создание механизма по расследованию инцидентов на линии соприкосновения.
Недавно на одной из встреч министров иностранных дел, азербайджанская делегация попыталась обратить внимание присутствующих, что Азербайджан полностью поддерживает позицию Организации исламского сотрудничества по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
На это я ответил, что при самом глубоком уважении к Организации исламского сотрудничества, если эта организация примет 101-ое заявление по нагорно-карабахскому конфликту, оно не сблизит стороны к урегулированию. Было бы гораздо лучше, если бы азербайджанская сторона дала согласие выйти на урегулирование на основе четырех упомянутых заявлениях президентов стран сопредседателей, как это сделала Армения.