Сегодня в офисе Защитника прав человека обсуждался вопрос Крытого рынка. Присутствовавшие на мероприятии представители городской мэрии, министерства градостроительства и ряд архитекторов пытались понять, кто виновен в незаконном строительстве или вообще в предоставлении разрешения на такое строительство.
Согласно представителю министерства градостроительства Гагику Саркисяну, во время проверок выяснилось, что были проведены самовольные работы, о чем ими был поставлен в известность орган, предоставляющий разрешение на строительство – мэрия Еревана. Ничего большего министерство не имело права делать. А разрешение на строительство касалось только укрепления фундамента, арок и для работ ниже нулевого уровня.
Представитель мэрии отметил, что владелец памятного строения дважды привлекался к административной ответственности, но когда в Крытом рынке начались работы, то из-за подземных вод состояние здание ухудшилось, почему и было дано разрешение на проведение временных работ по наземному укреплению. Разрешение на другие строительные работы касалось только лишь проводимых ниже нулевого уровня.
«Сегодня мэрия разрешила развернуть работы ниже нулевого уровня – на нижнем этаже иметь площади под склад и автостоянку. После этого нам никаких заявок для проведения работ на уровне выше нулевого больше не представлялось», – сказал представитель мэрии Еревана, архитектор Сурен Мелик-Карамян. По словам председателя Союза архитекторов Мкртича Минасяна, аргументы полномочного органа, что владелец, якобы, начал самовольные работы для предотвращения обвала, нелепы: «С 7 января прошлого года внутрь здания въехала тяжелая техника без разрешения на строительные работы, естественно, если войдет тяжелая техника, то здание начнет деформироваться. Сегодня директор рынка говорит, что проводят восстановительные работы, это не так. Уничтожение памятника – это не реставрация, тут даже не пахнет реставрацией. Более половины памятного сооружения уже разделено на этажи и проведены коммуникации».
Читайте также
Главным виновником проблемы многие из присутствующих считают министерство культуры и мэрию Еревана, так как министерство дало свое согласие, а мэрия «закрывает глаза» на незаконные действия. По словам Мкртича Минасяна, несколько раз оштрафовав владельца, депутата НС Самвела Алексаняна, проблему не решить. Архитектор сказал также, что если допускаются такие беззакония в отношении историко-культурных памятников, то министерство культуры может изъять Крытый рынок из списка памятников, так как если работы будут продолжаться такими темпами, он больше не будет являться памятником – из-за халатности и виновности министерства культуры.
Как отмечает господин Минасян: «На проспекте Маштоца располагается Голубая мечеть, которая была в плачевном состоянии, приехали персы и отреставрировали ее, создали благоустроенную, красивую среду, а напротив – наш памятник, который разрушили на наших глазах, и мы не можем выяснить, как это получилось и кто виноват? Прокуратура отвечает – в строительных работах нет состава преступления, ничего поделать не можем».
На обсуждении также присутствовал член Предпарламента, режиссер Тигран Хзмалян. По словам господина Хзмаляна, все говорят – спора между нами нет и высказываются более
сдержанно, но все понимают, что это преступление против города и системы национальных ценностей: «Правительство Армении существует за счет наших налогов, они наши наемные работники, а не олигархов. Начиная с президента страны и до защитника прав человека – вы не выполняете ту работу, на которую мы вас наняли».
Тигран Хзмалян сказал, что они создадут гражданский суд и, так сказать, сверху донизу, будут судить всех олигархов, и как боролись за сквер Маштоца, так же будут бороться и за Крытый рынок: «Не только по вопросу Крытого рынка, будем судить всех тех, кто в течение этих десятилетий нарушал закон. Владелец Крытого рынка попусту тратит деньги, все испарится, мы вернем Крытый рынок. Мы должны решать вопрос не Крытого рынка, а президента».
Отметим, что на обсуждение был приглашены также представители ЗАО «Крытый рынок» и министерства культуры, – последний является полномочным органом, отвечающим за памятники, – но они на обсуждение так и не явились.
Нелли БАБАЯН