Выступление парламентского адвоката Молдовы Аурелии Григориу на общеевропейской конференции по вопросам права, которая состоялась на минувшей неделе в Национальном Собрании Армении, вызвало возмущение у части наших соотечественников. А зря.
Во-первых, на конференциях право высказывать свое мнение имеют все. Во-вторых, лично мне приятнее слышать о том, что мы что-то оккупировали, чем, наоборот, о том, что мы, армяне, бедный, подвергшийся истреблению, многострадальный народ.
И самое главное. Беспокоиться, тревожиться, противодействовать, спорить можно в том случае, когда человек выражает собственное мнение. Аурелия, как вы понимаете, не тот случаей: азербайджанцы дали этой женщине давно составленный и неоднократно зачитанный ими текст, который она, запинаясь, прочитала, не особо вникая в его содержание. Точка зрения, которая не является результатом работы мысли озвучивающего ее лица, а есть лишь повторение чужих формулировок, недостойна внимания.
Когда, например, советские коммунисты говорили, что «марксизм – не догма, а руководство к действию», они не очень понимали, что это утверждание тоже стало догмой, потому что они следовали только руководству автора этого высказывания. Или когда республиканцы говорят: «мы – последователи этноверы», они не понимают, о чем идет речь. И я вместе с ними, потому что я не понимаю, как этнос, нация, то есть то, что ты имеешь независимо от собственной воли, может стать верой, то есть тем, что ты выбираешь осознанно.
Читайте также
Люди любят повторять сформулированные до них догмы, мантры. Некоторые делают это ради денег, некоторые действительно убеждены в том, что вне этих формулировок нет жизни. Последний вариант присущ более или менее неопытным душам, которые неспособны критически воспринимать формулировки, звучащие
внутри их группы (партии). Неслучайно, партийные боссы обычно продвигают молодых, которые призваны нападать на неугодных своей партии людей. Потом всегда находится оправдание в том, что это не официальная точка зрения партии. Возможно, так оно и есть, но любой человек, имеющий минимальный опыт зачитывания или выслушивания текстов, может констатировать, что повторяющиеся из текста в текст такие точки зрения приобретают статус формулировок, а следовательно обсуждаются и утверждаются в партийной среде.
Если представитель какой-либо нации заявит с трибуны: «оккупировали 20 процентов территории, один миллион человек стали беженцами» – у вас ведь не будет сомнений в том, что это азербайджанский текст.
Арам АБРАМЯН