Недавно, во время разговора один из моих знакомых сказал, что создатели общественного мнения говорят так или эдак, и у меня возник вопрос, а есть такие люди в Армении? Кого можно причислить к таковым, каковы критерии? Если критерием является массовость, то довольное лицо юноши на огромных плакатах, разбросанных по всему Еревану, и который, возможно, споет в переполненном зале СКК, станет ли именно он лидером общественного мнения, и если он, например, скажет что-то про Евразийский союз, за ним последует «весь народ»?
Но это явно не так, быть популярным – это еще не значит формировать общественное мнение. Я даже не знаю, кто делал это раньше. В какой степени влияли на общественное мнение Паруйр Севак, Ованес Шираз? В некоторых образованных кругах (которые, будем справедливы, в 1960-70-х годах были намного шире, чем сейчас) они имели авторитет, но говорить, что вся Армения жила высказанными ими идеями, наверное, будет преувеличением. Это не является преувеличением в случае комитета «Карабах» 1988 года. Но и здесь, мне кажется, действовал обратный механизм – именно общественное мнение создало этих людей, и не столько они вели людские массы, сколько сами были ведомыми ими.
Вернемся к «традиционным» средствам формирования общественного мнения. Телевидение? Вряд ли. И в этом значительная доля вины лежит на нас, тележурналистах. Определенную роль играет также инерция восприятия, хотя сегодня (я продолжаю на этом настаивать) ситуация иная, чем 10 лет назад. Интернет-сайты и социальные сети? Здесь действуют две основные силы, с одной стороны власти (которые, конечно, имеют гораздо больше ресурсов), и с другой стороны – АНК и ППА. Но их интернет ресурсы являются рупором партийной пропаганды, и пользователи в основном это понимают – воздействовать таким образом на общественное мнение и быть всеобщим авторитетом они не могут.
Таким весом теоретически могло обладать наше духовенство. Но его верхушка, предавшись чрезмерно светским радостям и пойдя на сращение с властями, не заработала той репутации. Это было понятно еще и до «оффшорного» скандала.
Читайте также
Словом, я честно не знаю, кто и как формирует общественное мнение в Армении. Иногда мне кажется, что этот тяжкий труд взвалили на себя читающие лекции на политическую тематику таксисты.
АРАМ АБРАМЯН
Если ты живешь в стране, где не существует всепоглощаюшей идеологической машины (как это было в СССР), то сформировать это мнение под силу разве что лишь авторитетному суб’екту (институту, партии, личности). А так как таковых сейчас нет, то заглянув в себя, даже вне зависимости от своего уровня информированности и образованности, будь уверен, ты почувствуешь все тоже самое, что чувствует любой из тебя окружающих, независимо от того сидит он в сапожной будке или в какой-нибудь авторитетной структуре. Поэтому удача или провал любой попытки сформировать или подкорректировать это самое мнение зависит всего лишь от того, насколько честен сам с собой автор этой затеи. Наверное, поэтому говорится, что народ всегда прав.