Бороться против подорожания газа трудно. Предположим, вы откажетесь платить по новому тарифу (кстати, как узнать, сколько составила бы ваша плата по старой цене?). В этом случае придет инспектор газового надзора и отключит вам газ. Как вы его потом включите? Бороться с повышением платы за учебу тоже нелегко – студента просто исключат из вуза. Совсем иная ситуация с тарифом на проезд в транспорте. Это повторяющееся каждый день действие, и здесь вы вступаете в каждодневные отношения не с владельцем линии, а с нанятым им водителем. И если пассажир вместо 150 драмов заплатит 100, то самое большое, что может сделать водитель, — это поворчать или в крайнем случае выругаться. Конфликт, конечно, неизбежен, но водитель, в конце концов, не может не выходить в рейс на своей машине. В отличие от вузов и газовой службы у него нет рычагов для «наказания» пассажира, заплатившего 100 драмов. Проблема, я думаю, не столько в тарифе, сколько в неправильной «постановке дел» во всей этой сфере. Во-первых, ни в одном городе маршрутные такси не имеют количественный приоритет перед автобусами, а это следствие того, что эксплуатация маршрутных линий передана депутатам и должностным лицам. Если, скажем, у мэра и начальника транспортного управления мэрии есть свои «маршрутные линии» (что само по себе грубое нарушение закона), то будут ли они заинтересованы в сокращении количества маршруток? И вообще, может ли один из собственников этой сферы, будучи в статусе госчиновника, регулировать ту же сферу, организовывать справедливые тендеры и т.д.? Это то же самое, как если бы один и тот же человек одновременно был и арбитром, и игроком одной из команд. Вторая важнейшая проблема состоит в том, что в этой сфере нет реальной конкуренции, поскольку все поделено между олигархами. Следовательно нет никакой мотивации улучшать качество этой услуги (в отличие от служб такси, между которыми есть конкуренция).
За рулем маршрутных такси, как правило, сидят небритые, неряшливо одетые водители, которые сажают в машину 25 человек, останавливаются где хотят и очень часто на второй линии, высаживают или забирают пассажиров. И самое главное – водитель и пасажиры не должны общаться друг с другом на тему денег: «получите плату», «передайте сдачу»… Водитель не должен быть кондуктором, это неправильно как с точки зрения дорожной безопасности, так и с точки зрения успешного бизнеса (законного, честного бизнеса!). Наиболее цивилизованная форма состоит в том, чтобы в автоматах продавались билеты на отдельные средства передвижения или на все
вместе для одного дня, одного месяца, одного года. И чем большую по объему услугу покупаешь, тем больше скидок должно быть предусмотрено.
Пользование каждый день каким-либо видом транспорта однозначо должно стоить намного меньше 100 драмов. В этом случае все будет проще, прозрачнее, под бо´льшим контролем, чем сейчас. Для этого в наш просвещенный век существуют многочисленные и довольно дешевые средства. А то создали систему, действующую по законам джунглей, и являются сами и собственниками, и регулирующими сферу, а сейчас еще решили получать дополнительную прибыль. Так что виноваты не небритые водители, а их, так сказать, «духовно небритые» владельцы, а также те, кто роздал им маршрутные линии.
Читайте также
Арам АБРАМЯН