«Вазген Саркисян давал возможность людям работать, но ставил ограничения, через которые нельзя было переходить. Вазген создал вокруг себя группу, но эти группировки сделали так, что многие люди просто все оставили и ушли. Андреасян ушел, Тер-Григорянц ушел», – такое мнение о Вазгене Саркисяне и его ошибках высказал на днях в интервью телекомпании «ГАЛА» Командос – герой Шуши и Арцахской освободительной борьбы Аркадий Тер-Тадевосян. О роли Вазгена Саркисяна и людях, входивших в его окружение, «Аравот» побеседовал с бывшим заместителем министра обороны РА Андраником Кочаряном.
– Насколько соответствует действительности утверждение Командоса, что генералы Норат Тер-Григорянц и Грач Андреасян ушли именно из-за Вазгена Саркисяна?
– Во время Вазгена Саркисяна военные не покидали страну, а съезжались сюда. Вазгену Саркисяну удалось зазвать в Армению многих военных из разных уголков мира, которые впоследствии сыграли важную, решающую роль во время войны, получили возможность проявить себя, принять участие в решении важной для нашего государства задачи, то есть, сформировать Армянскую армию, и с помощью этой регулярной структуры добиться успеха в вопросе защиты границ Армении и Арцаха. Неоспоримо, что этот процесс удался только Вазгену Саркисяну. Никто из нас не смог сделать этого, и забывать сделанное им, умалять сегодня значение этого – значит наносить наибольший ущерб для дальнейшего развития армянской армии.
Вазгену Саркисяну удалось объединить все отряды и сделать их более управляемыми. Он и после прихода к власти смог очень быстро решить задачу по формированию министерства обороны. И это тоже неоспоримый факт. Кадровая политика Вазгена Саркисяна и Минобороны того времени вообще была направлена не только на превращение фидаинских отрядов в более управляемые, но и на формирование регулярной армии, а вовлечение профессиональных офицеров в дело строительства армии было одним из важнейших, основных направлений. Тогда в Армению приехали не только Тер-Григорянц, Андреасян, Иванян, Зиневич, Гукасов, Хачатуров, Арутюнян, Абрамян… приехали все, их так много – генералов, полковников, военных, которые в Советской армии занимали высокие посты, которые приехали и имели возможность принять участие в формировании Армянской армии.
Читайте также
А факт в том, что Андреасян и Тер-Григорянц уехали из Армении тогда, когда Вазген Саркисян короткое время уже не был министром обороны. Тогда министром обороны был Серж Саргсян.
– Были ли противоречия между Норатом Тер-Григорянцем и Вазгеном Саркисяном?
– Я не знаю таких фактов, чтобы с Вазгеном Саркисяном возникали такие противоречия, которые могли стать серьезным препятствием для дальнейшей службы кого-либо из военных, за исключением тех противоречий, которые были препятствием в деле строительства армии. То есть, были военные, которые совершили такие поступки, которые Вазген никогда не мог бы простить. Все мы знаем, что у Вазгена была большая способность к прощению. Сила Вазгена была не только в том, что он мог неуправляемое превратить в управляемое, но и давать людям возможность исправить свою ошибку. И поэтому вокруг него объединилось так много людей. Для Вазгена не существовало понятия – плохой и хороший. Любой человек, который принимал участие в войне, для Вазгена представлял ценность.
– Согласны вы с Командосом, что Вазген Саркисян тот человек, о котором сегодня говорить запрещено, следует говорить, что все, что он совершил, было правильным, даже если общеизвестно, что у него было много ошибок.
– Я не понимаю, почему сегодня подняли тему Вазгена Саркисяна, и почему Аркадий Тер-Тадевосян, некогда геройский генерал Арцаха, взял на себя спекуляцию этой темой, поднятой разными силами. Я не могу этого понять. Ошибки были у всех, и у Вазгена Саркисяна тоже были свои ошибки. Но сегодня говорить о тех ошибках, которые были совершены в прошлом и не говорить об ошибках, которые имеются сегодня в разных сферах жизни нашего государства, в том числе и в структурах армии, для меня непонятно.
Сила Вазгена, фактически, продолжает беспокоить некоторых людей, или системы, которые, неизвестно почему, продолжают испытывать чувство страха и перед мертвым Вазгеном.
– Согласно Аркадию Тер-Тадевосяну, Вазген Саркисян создал вокруг себя такую группировку, которая его и уничтожила, а потом устроили какой-то спектакль, привели Наири Унаняна. Командос рассказывал, что Вазген Саркисян для кого-то сделал много чего хорошего, а для кого-то много чего плохого, многие благодаря ему обогатились, поставили ему памятники. Действительно ли Вазгена Саркисяна окружали такие люди, и он собрал вокруг себя подобные группировки?
– Вокруг Вазгена были объединены огромные массы. У Вазгена был круг близких людей, был круг неблизких людей, но он был тем человеком, который в нашей стране объединял широкие слои.
Деятельность Вазгена можно сравнить разве что с деятельностью Мясникяна в начале прошлого века. Тот в начале века выполнил важнейшую для государства задачу, Вазген – в конце века решил проблему, в рамках которой все остальные обсуждения просто бессмысленны.
Вазген был первым Спарапетом победившей армии, и заложенная им основа настолько крепка до сих пор, что даже после такого количества критики наша армия продолжает оставаться победившей армией. Это – наследие, оставленное Вазгеном Саркисяном, вместе с его ошибками. Та система, которая сформировалась вокруг личности Вазгена, была настолько мощной, что эти ошибки не разрушили эту систему, а наряду с этими ошибками Вазген Саркисян продолжает оставаться победившим полководцем.
У Вазгена были смертники. Он нашел самое правильное место – победить в войне. Азербайджан покупает оружия на миллиарды, но у него нет смертников. А по слову Вазгена люди готовы были на смерть. Даже 100 человек, но у Вазгена были готовые на смерть эти 100 человек. Сегодня в Армении нет такого человека, которому бы верили, который объединил бы вокруг себя людей, готовых на смерть. Никто не думал становиться героем, или строить после этого себе дворцы. Не было такого, и потому победа, достигнутая во время Вазгена, оказалась столь жизнеспособной. Об этом надо помнить, а не говорить об ошибках Вазгена. У всех нас были ошибки, у Вазгена тоже.
– Сказанное не подразумевает того контекста, что, как силовой министр, он был известен своими подходами – отдавать предпочтение силовым решениям, и он стал жертвой так называемой «группы романтиков», которые, во всяком случае, так представляли, что, мол, пытались что-то изменить силовыми методами?
– Вазген был настолько силен, что пренебрегал всякого типа силовыми решениями при осуществлении своих задач или внутри государства. Если бы Вазген не был таким, он бы тоже разгуливал с телохранителями, которых мы видим сегодня с утра до вечера – какая толпа ходит за каждым должностным лицом. У Вазгена был Мовсес Гехангулян, который был водителем, телохранителем, всем, и за Вазгеном, который являлся такой значительной политической фигурой, могли ходить, в крайнем случае, 2-3 сотрудника безопасности. И у Вазгена, и у Карена Демирчяна не было привычки окружать себя атмосферой страха. Таким был Вазген, потому и названные «группой романтиков» люди смогли осуществить решающий для государства шаг, в результате которого произошел государственный переворот.
– Кому больше всего нужна была смерть Вазгена?
– Ответ на этот вопрос пока не дан. Наша страна начнет выздоравливать после разоблачения «27 октября». После этого раскроется «1 марта», после этого по очереди начнут раскрываться такие вещи, происходящие в нашем государстве, и это приведет к такому выздоровлению, что мы начнем говорить не о допущенных или недопущенных ошибках, а о явлениях, препятствующих нашему прогрессу, о наших перспективах, то, что сегодня мы оставили в стороне и продолжаем борьбу с призраками. Но так нельзя поступать.
Рипсиме ДЖЕБЕДЖЯН
значит так чья стоит подпись о позорном мире 1994 и кто был руководителем государства и арцаха и армении и те которые не дали рапорта и не уволились именно генералитет и зам.министры(надеюсь поняли о ком я) все они предатели независимо к какому клану он принадежит(крабахский,араратский,интелигентный или терпетросяновский)все предатели дела
позор близоруким безграмотным тупым и трусливым пресмыкающим перед русскими и другими
руководителям которые не поняли то что сделали воины освободители
если мне не верите смотрите на выступление Нората тер григорянца