Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики объяснил в интервью DW последствия вступления Армении в Таможенный союз.
Заявление президента Армении Сержа Саргсяна о намерении его страны вступить в Таможенный союз, сделанное им в Москве 3 сентября, оказалось для Европейского Союза и немецких деловых кругов полной неожиданностью. Ведь на ноябрьском саммите ЕС и стран «Восточного партнерства» (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдавия и Украина) предполагалось парафировать с Ереваном соглашение об ассоциации, предусматривающее и участие страны в зоне свободной торговли с ЕС.
В интервью DW исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер (Rainer Lindner) рассказал о том, какие последствиях для Армении будет иметь членство в Таможенном союзе, в который входят Беларусь, Казахстан и Россия.
Райнер Линднер: Европейский Союз и Армения в конце июля 2013 года завершили переговоры о создании зоны свободной торговли. Соответствующий договор должен был стать составной частью соглашения об ассоциации, которое предполагалось парафировать в ноябре в Вильнюсе. На таком фоне смена курса Армении стала для нас сюрпризом.
Читайте также
— Но разве участие Армении в Таможенном союзе для нее выгоднее, чем перспектива беспошлинной торговли со странами ЕС?
— Не факт, что членство Армении в Таможенном союзе и в самом деле даст Еревану желанные преимущества. Как торговые партнеры ЕС и Россия для нее примерно одинаково важны. Однако внутренний рынок Евросоюза с его 500 миллионами потребителей в перспективе крайне интересен для Армении. Рынок же стран Таможенного союза — это только 165 миллионов потребителей. В торговых отношениях Армении со странами ЕС уже действовали весьма низкие таможенные пошлины. Теперь их придется поднять до уровня, принятого в ТС.
— Как скажется возможное присоединение Армении к Таможенному союзу на двусторонних германо-армянских экономических связях?
— До сих пор немецкий бизнес участвует в реализации лишь отдельных крупных проектов в Армении. Делегация Восточного комитета немецкой экономики только в мае 2013 года впервые побывала в этой стране. Есть, правда, один крупный немецкий инвестор в горнодобывающей отрасли Армении — фирма Cronimet. Надо будет проанализировать, каким образом участие Армении в Таможенном союзе скажется на ее бизнесе.
— Означает ли все это, что на саммите в Вильнюсе не будет парафировано соглашение об ассоциации между Арменией и ЕС?
— Немецкие деловые круги заинтересованы в том, чтобы спасти из запланированного соглашения об ассоциации все, что можно. Это, например, введение безвизового режима для граждан Армении.
— Есть ли выход из создавшейся ситуации? Как предотвратить осложнение торговых отношений между двумя экономическими объединениями?
— Для Армении, также как и для всех других стран программы «Восточного партнерства», важно иметь хорошие отношения с обоими союзами — Европейским и Таможенным. Однако параллельное участие в этих двух объединениях невозможно. Выход из такой дилеммы лежит через переговоры Москвы и Брюсселя о создании совместного экономического пространства. Именно таким путем и следует идти.