Нельзя оскорблять и высмеивать Путина, Россию и русский народ. Нельзя относиться подобным образом и к любой другой стране или народу. Даже к Алиеву или Эрдогану, потому что, хотя у нас и есть проблемы с их странами, но именно эти люди являются руководителями данных государств и теми возможными партнерами, с которыми предстоит решать проблемы. Таким должен быть государственный подход, который обязана проявлять любая политическая сила, даже оппозиционная, и тем самым такой подход отличается от диссидентских проявлений, когда говорить можно все. Если мы любим ту или иную страну и ее культуру, это не значит, что остальных следует ненавидеть. Антонимом слова любовь является не ненависть, а нелюбовь.
Именно с таким призывом обратился в субботу первый президент, лидер АНК Левон Тер-Петросян, к своим однопартийцам. Эти суждения на 100 процентов верны. Я тоже уверен, что не только члены партий, но и все наши граждане, особенно те, у кого есть возможность для публичных выступлений, должны проявлять сдержанное и уважительное отношение ко всем странам и народам. Не то, иногда случается, что ораторы или политики так «мотыжат», например, Эрдогана, словно он их личный враг. Понятно, что политика Турции и ее премьер-министра во многих случаях направлена против Армении и армян. Но об этом следует говорить, используя исключительно политический лексикон, а не словарный запас «Искры» или «Правды».
Жаль, однако, что первый президент не обратил этот призыв на внутреннюю жизнь. Логика здесь может быть следующей: если верно, что руководители других стран являются потенциальными партнерами нашего государства (властей и ответственной оппозиции), с кем мы должны решать проблемы внешних отношений, то столь же верно, что все политические партии и все граждане Армении являются партнерами – для решения внутренних проблем. В нашей стране, кажется, нет какой-либо партии, которая считает, что эти проблемы должны быть решены в результате войны и насилия, наоборот, все являются сторонниками диалога в том или ином формате. Даже если произносится слово «революция», то подразумевается мирная передача власти, как это было, скажем, в Польше: Ярузельский и польские коммунисты в данных обстоятельствах опять-таки выступили партнерами.
Вероятно, фактор потенциального партнерства следует принимать во внимание также и во внутренней жизни. Наблюдая за высказываниями и письменными выступлениями некоторых партийцев, можно констатировать, что у нас это пока не так.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН