«Коба, зачем тебе понадобилась моя смерть?». Такая записка, как известно, была обнаружена в архивах Сталина. Ее автор бывший соратник советского лидера Николай Бухарин – эту отчаянную записку он написал за несколько часов до расстрела, обращаясь к бывшему товарищу под его большевистским псевдонимом. Действительно, какие задачи решал Сталин в 1938 году, устраняя не представлявшего для него никакой опасности, не имевшего никакого влияния большевика, обвинив того в шпионаже? Борьба за власть была завершена, все было в руках Сталина, заговор со стороны Бухарина исключался. Рациональных объяснений нет: вероятно, какие-то необъяснимые эмоции, некая злоба, которая может возникнуть, например, по той причине, что 16 лет назад о Бухарине тепло отозвался Ленин.
Конечно, между «Отцом народов» и специалистом по армянскому эпосу нет ничего общего, но я и в данном случае не понимаю, почему Вардан Седракян хотел убить Паруйра Айрикяна? Что он не поделил с лидером ОНС? У господина Айрикяна есть свое объяснение, которое, правда, из области воображений. Согласно ему, Путин хотел впихнуть Армению в Таможенный союз и видя, что единственным барьером на пути является Айрикян, заказал Седракяну организовать убийство, а тот поручил это дело своим штукатурщикам. Поверить в это, конечно, трудно, но это хоть какое-то объяснение. Все остальное вне сферы моего рационального восприятия.
5-6 лет назад у меня были сформировавшиеся представления, что для людей представляет важность, что может привести их в раздражение, потрясти, уязвить, за что они могут отомстить, и т.д. Но интернет, сайты, социальные сети раскрыли совершенно новый пласт человеческих характеров, стремлений и мечтаний. Я не представлял себе, что в мире столь много неадекватных людей, «движущую силу» поведения которых невозможно чем-либо объяснить. Если приговор в отношении Вардана Седракяна справедлив, то, возможно, он тоже относится к числу этих людей.
Опять же, я не хочу проводить никаких параллелей, но я также не понимаю вцепившихся друг в друга в споре наших композиторов. Времена Советов прошли, председатель Союза композиторов не министр музыки, стоит ли из-за этой должности тратить нервы? Перед всеми один и тот же нотный стан, творите себе в удовольствие. На рубеже 70-80-х годов я с нетерпением ждал съездов и пленумов Союза композиторов, потому что в течение нескольких дней звучали бы десятки новых произведений. А сейчас с тревогой жду того, как уважаемые мной люди начнут на съезде «утюжить» друг друга.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН