Член политсовета АНК, экономист Зоя Тадевосян о «минусах» Таможенного союза
– С момента неожиданного решения Сержа Саргсяна о вхождении в Таможенный союз прошло достаточно времени. Уже можно делать более трезвые анализы, давать более серьезные оценки. Тем не менее, как Вы квалифицируете неожиданный шаг Сержа Саргсяна? Может, на данный момент это было правильным решением?
– Этот шаг Сержа Саргсяна стал 3 сентября сюрпризом и для народа, и для общества РА, но как выяснилось несколько дней назад, это не было неожиданностью для тех людей, которые тайно участвовали в процессе присоединения к Таможенному союзу и более открыто участвовали в обсуждениях Соглашения об ассоциации с ЕС. Здесь встает вопрос: честны ли власти РА в своих внешнеэкономических отношениях? Нет, абсолютно нет. Нечестное поведение, которое еще более отвратительно, оставляет более неприятное впечатление.
Например, я больше бы согласилась, если бы это решение было принято Сержем Саргсяном под давлением, чем он совершил столь нечестный шаг, потому что в первом случае все ясно: наша страна настолько зависима от РФ, что если дать среднюю оценку по всем сферам экономики, то на 70 процентов мы находимся под гнетом российской экономики. Я не говорю уж о военном присутствии РФ в РА. Но, оказывается, что на Сержа Саргсяна никакого давления не оказывалось. Тайно провел переговоры с российскими властями и обманул Европу. Для меня это ужасно негативное впечатление. Очень некрасиво, и я, как гражданка РА, оскорблена, что мы можем позволить себе подобное недостойное поведение.
Читайте также
– В чем цель подобной секретности?
– Я думаю, что в результате такого нечестного шага с Европой они получили очень большие деньги, и присвоили. Всего лишь это. Почему наши власти обманули Европу, пусть европейцы сами ищут ответ на этот вопрос и принимают свое решение.
– Вы считаете, что власти Армении спокойно и легко переварят присвоенные ими у Европы деньги?
– Россия очень сильное государство, потому что оно самое богатое государство в мире, но пока не может полноценно использовать свои возможности. В то же время у РФ мощные военные базы, и она держит в страхе весь мир. Думаю, что такого типа партнерство позволит властям РА выйти сухими из этой ситуации. Европе уже не нужен конфликт с РФ. Думаю, что Европа не желает когда-либо становиться врагом РФ. Лучше – другом. Но положение РФ ухудшится, когда Украина отделится от России. Фактически, с РФ остаются всего те три страны, у которых уже есть соглашение о Таможенном союзе. РА объявила, что присоединится, но экономическая роль РА в Таможенном союзе для РФ нулевая. Для РФ это было только политическое решение, так как она потеряла Грузию, Азербайджан, а среднеазиатские республики очень слабые, отсталые, у них в ближайшие 10-15 лет нет перспектив для присоединения к Таможенному союзу. Отошли Прибалтийские республики, Молдова, остались Беларусь и Казахстан. Если и Украина уйдет, Россия окажется перед большими проблемами: возможности создать отдельное региональное объединение, которое могло стать могучим, она потеряла. Потому она и ухватилась за Армению.
– Сразу после заявления Сержа Саргсяна начали появляться какие-то экономические расчеты и обоснования, что членство в Таможенном союзе будет для Армении экономически выгодным. Если оставить в стороне политическую часть вопроса, то имеет ли Армения от этого шага какие-то дивиденды в сугубо экономическом плане?
– Конечно, нет. Региональная экономическая интеграция – последовательный процесс определенных стратегических шагов. Чтобы страны интегрировались в наш экономический союз и имели определенные достижения, они, прежде всего, должны быть развитыми, так как цель интеграции – избежать дублирования производства. Если страны специализированы на производстве определенных товаров, исходя из их сравнительных преимуществ, то те товары, для которых нет таких преимуществ, могут приобретаться без таможенных пошлин из соседних стран, с которыми они интегрированы. То есть, отменяются таможенные пошлины и поступающие на общий рынок товары становятся дешевле. Но интегрирующиеся в Таможенный союз четыре страны можно называть отсталыми странами. Если изучить структуру их экспорта, то экспортируется в основном сырье. Большая часть бюджета РФ формируется за счет экспорта нефти, тогда как развитые страны экспортируют высокие технологии и готовую продукцию.
В мировом товарообороте на первом месте Китай, который вывозит готовую и дешевую продукцию – за счет дешевой рабочей силы, и она обогнала другие страны, которые в прошлом лидировали на протяжении многих лет. Цель в том, чтобы между странами по мере возможности были распределены преимущества специализации. Если вывозят сырье, то на что они должны их обменивать, чтобы пользоваться этими преимуществами? Я не знаю, кто дает такие оценки, но они должны быть обоснованными, опирающимися на фактические торговые структуры. Когда оценщики изучат структуру торговли, то увидят, что их оценки – разговоры на уровне комплиментов. А комплименты направлены в адрес Баграмяна-26.
– Таким образом, европейскую перспективу для Армении можно считать завершившейся?
– Если будет подписан документ о членстве в Таможенном союзе – да. Но проблемой здесь для нас должна была быть не перспектива, а наше наиболее выгодное партнерство, а основной целью должно было быть обеспечение интересов РА, и неважно – в Европе или в России. Важно то, чтобы мы в действительности имели бы выгодное партнерство, с учетом нашего геополитического положения. А геополитическое положение нам подсказывает, что для интеграции в то или иное объединение, придется пересекать границу какой-либо одной страны. Такой страной является Грузия, а сегодня Грузия сориентирована на Европу. А также Азербайджан и Турция, которая с 1986 года является членом Таможенного союза ЕС. В данном случае Армения входит в такой союз, с которым у нее нет границы, и она остается анклавом – без перспектив.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН