Сегодня в Армении слово «толерантность» стало почти ругательным. Политики и политизированная масса как только услышат это слово (независимо от того, по поводу чего или в чей адрес оно использовано), сразу начинают восклицать – как можно быть толерантным к тем властям, которые… Ужасный «криминал» в этом слове видят также национальные деятели, «фундаменталисты» от духовенства и их сторонники – и вновь вне зависимости от обсуждаемой темы: под «толерантностью» они понимают доброжелательное отношение к гомосексуализму и сектантству.
Ну, и власти тоже, хотя особенно и не говорят на эту тему, но действуют крайне нетерпимо, например, снимая с работы имеющего собственное мнение режиссера. Республиканцы озвучивают угрозы и сквернословят в адрес Заруи Постанджян по той причине, что им не нравятся взгляды этого депутата. А руководитель творческого союза попросту игнорирует любое мнение, отличающееся от его точки зрения, считая вполне достаточным, что за его спиной стоит первое лицо государства. Одним словом, в вопросе толерантности никто из нас не блещет.
Прежде всего, давайте поймем, что толерантность не является какой-то опасной инфекцией, которую нам желают заговорщически привить европейцы и Запад. Эта культура нам, армянам, была присуща еще до Эразма, Монтеня и Вольтера. Наша Апостольская Церковь, которая на протяжении веков была средоточием интеллектуального и культурного потенциала армянства, не имеет института инквизиции. Насколько я знаю, у нас не были особенно распространены традиции сжигать на кострах инакомыслящих или их книги, забивать камнями «нарушающих моральные нормы», нашему народу не было свойственно также и держать женщину в рабском положении. Таким образом, терпимость была особым явлением, внутренне присущим нашей культуре – ее не надо было откуда-то импортировать.
Границы толерантности и нетерпимости, конечно же, в некоторой степени субъективны и зависят от воспитания человека, его вкусов и интеллектуального уровня. Говорят, «в некоторой степени», потому что некая материальная черта все-таки существует – это закон данного государства. Граждане не должны быть толерантными к каким-либо нарушениям закона, в то время как в подобных нам странах к правонарушениям относятся «с пониманием», считая их проявлением «сметливости» и «шустрости».
Читайте также
И наоборот. Мы часто выдумываем какие-то проблемы, считаем их частью мирового заговора против нас и ведем против них национально-освободительную борьбу. Злосчастный «гендер» из их числа.
АРАМ АБРАМЯН