Вскоре депутатам преподнесут устав по этике, чтобы они вели себя немного более сдержанно в зале и коридорах парламента, в том числе и с журналистами. Мне кажется, это бессмысленное занятие. Потому что устав по этике, да и по любым иным нравственным категориям, подразумевает, что соприкасающиеся с ней субъекты осознают важность и необходимость перечисленных в документе норм и готовы следовать этим нормам добровольно. Вглядитесь в лица большинства наших депутатов и решите, соответствуют ли они вышеуказанным требованиям?
Почему депутатам следует обращаться друг к другу – «уважаемый господин» или «уважаемая госпожа», как это предлагается настоящим уставом? Потому что в том случае, если депутаты избраны, они представляют избирателей, имеющих разные интересы и разные политические взгляды, которые «уполномочили» их поднимать в законодательном органе их проблемы. Таким образом, говоря «уважаемый», вы проявляете уважение также и к избирателям, отправившим депутатов в парламент. Это, если депутаты избраны. Но если они купили свой мандат за деньги или втиснулись в «проходные» списки за счет раболепства или других грехов, то они никогда не поймут, почему им следует называть друг друга «уважаемый». Проблема, таким образом, кроется не в этике, а в том, что эти депутаты находятся не на своем месте.
Что значит, например, не имеющего никакого образования героя войны делать генералом (это звание дается не за мужество, а за знания и опыт), бизнесменом и депутатом? Он должен был сидеть дома, получать очень высокую пенсию, его должны были возить по воинским частям, школам, где он объяснял бы, как надо любить свою родную землю и защищать ее. А его и ему подобных в середине 90-х годов превратили в тупой инструмент насилия против народа и в качестве «спасибо» дали то, чего он не заслуживает. Человека бросили в денежный капкан и ловушку «разнузданности», а теперь от него требуют соблюдения какого-то кодекса поведения, какой-то этики. Он от них далек настолько же, как и от депутатского мандата.
И этот генерал не самый худший вариант. Есть несколько десятков депутатов, с намного меньшими достоинствами и заслугами, которые не только не знают, что означает «этика», но даже не в курсе, что это за место – парламент. Но если «сверху» их натравят на кого-нибудь, например, на Заруи Постанджян, они, конечно, активизируются: «Да, она же турок, ее надо прирезать».
Читайте также
Так что, сначала следует иметь депутатов, и уже только потом – депутатскую этику.
АРАМ АБРАМЯН