Такое мнение об известном письме Зория Балаяна, адресованном президенту РФ Владимиру Путину, высказал во время беседы с Aravot.am политолог Гагик Гамбарян.
«Письмо не было похоже на письмо, ни один разумный человек не назовет это письмом, письмо можно прочесть за 10-15 минут, можно сказать, Зорий Балаян написал курсовую работу. И она в основном касается внешней политики России на Южном Кавказе, когда русские впервые добились здесь больших успехов – это относится к Гюлистанскому договору. Если бы это письмо появилось в период Советской Армении, когда мы входили в одну империю и все мы де-факто и де-юре подчинялись русским, это можно было бы считать нормальным. Но когда Республика Армения более 20 лет является независимым государством, и отправляя такое письмо нашему северному соседу, мы показываем, что мы не независимы не только де-факто, но и де-юре. Заявлять, что вопрос Арцаха – это вопрос России, означает, что в этом случае Россия решит этот вопрос так, как она захочет, и как она решала всегда – не считаясь ни с чьим мнением, тем более, Зория Балаяна. Русские очень давно в курсе, что это их вопрос, и не Зорий Балаян должен был указывать русским, чей это вопрос», – говорит политолог.
Он напомнил Зорию Балаяну о нескольких исторических фактах. «Наверное Зорий Балаян позабыл, что 5 июля 1921 года та же Россия, полностью игнорируя решения Кавказского бюро Компартии, одним росчерком пера – по требованию Сталина, отдала Нагорный Карабах Азербайджану. Теперь что? Может Владимир Путин вдруг случайно, спустя несколько месяцев договорится с Ильхамом Гейдаровичем по азербайджанской нефти, в других стратегических сферах, вплоть до размещения военной базы в Азербайджане и по наивности решит, что поскольку господин Балаян считает, что это мое дело, значит, я так и поступлю – не будет принадлежать Армении. Наверное, Зорий Балаян забыл, сколько десятков тысяч человек погибло в Арцахе? Надеюсь, он не забыл, каким было отношение к армянам у руководства той же России – бывшего Советского Союза? Тот же Горбачев, считаясь руководителем российской коммунистической империи, 7 дней закрывал глаза на погромы 250 тысяч армян в Баку, не говорю уж о Сумгаите или Кировабаде – до этого. Я считаю, что наше стратегическое партнерство, хотя бы для спектакля, должно быть на равных. Нельзя быть настолько раболепным, все мы понимаем, у кого какие возможности есть в регионе, и как они их решают, но нельзя вот так полностью предоставлять карт-бланш одному. И не Зорий Балаян должен решать, что считать делом или не делом России. Вопрос Арцаха – дело армянского народа, дело всего армянства, это дело не Республики Армения, а всего армянского народа – в России, Иране, Сирии, США, Франции, армян, проживающих в других местах, всего армянского мира», – говорит Гагик Гамбарян.
Читайте также
На наш вопрос, думаете, что Зорий Балаян под чью-то диктовку обратился к Владимиру Путину, политолог ответил: «Я не знаю, честно говоря, продиктовали ему или нет, но то, что у него очень тесные связи с соответствующими силами, это факт. И я не думаю, что его курсовая работа была бы отправлена Путину без соответствующего разрешения верхов».
А какую оценку поставит Кремль «курсовой» работе Зория Балаяна? «Кремль, прежде всего, будет гордиться тем, что он будет полностью распоряжаться будущим Армении и Арцаха, потому что без Арцаха нет Армении, и все это знают. И если в советские годы турки в регионе сдерживались Москвой, то сейчас этого уже не будет. И потом мы уже де-юре позволяем, чтобы Кремль контролировал ситуацию на Южном Кавказе, в Армении и Арцахе. Знаете, существуют элементарные человеческие отношения, а здесь более глобальные межгосударственные отношения. Если ты позволяешь кому-то руководить в твоем доме какой-то сферой, то затем он автоматически завладеет твоим домом, и в будущем укажет тебе на твое место, и вышвырнет из дома. В России у нас есть 2-3 миллиона армян, во Франции – 600 тысяч, 100 000 армян есть в Сирии, официально в Соединенных Штатах проживает примерно один миллион, а неофициально 1,3 миллиона – а кто должен считаться с мнением этих людей? Так нельзя, называясь стратегическим партнером, мы действительно должны быть стратегическим партнером, а не превращаться в слугу и хозяина», – считает политолог.
Нуне АРЕВШАТЯН