Каждое слово имеет свое непосредственное, этимологическое, так сказать, «абстрактное», значение. Но существует и дополнительный, косвенный смысл, который формируется в сознании носителей данного языка (connotation, коннотация). Например, когда мы говорим «петух», «лиса» или «осел», то, в зависимости от контекста, это может быть не только название данных животных, но и аллегорическое определение некоторых человеческих качеств. Наиболее наглядный пример, конечно, название наций. Для нас «турок» не только название этноса, но и синоним человека дикого, кровожадного, варвара. Я уже писал о том, что в быту это обычное дело, а в общественно-политическом лексиконе я бы предпочел этого избегать. Азербайджанец для нас тоже «турок». Кстати, если мы обратимся так к представителю этой нации в Баку, он может оскорбится, а может быть и нет. Но я бы не советовал делать то же самое, скажем, в Тебризе, обидятся очень сильно. Негативную «коннотацию» имеет также и слово «азери», и я сам слышал, как турки (турки по национальности) произносили это слово с презрением на лице. Когда я говорю, что например, писать или произносить слова «н**р», «жид» – это проявление расизма, некоторые начинают спорить, что, мол, подобные слова имеют абсолютно «безобидную» этимологию. Эти спорщики не понимают, или, вероятней всего, не хотят понимать, что данные слова используются и воспринимаются в негативном смысле – независимо от их этимологии. В годы моего детства говорили «сох» («луковица», – пер.), подразумевая под этим, конечно, не растение, а стратегических партнеров. Хочу сказать, что самое безобидное слово в определенной социальной и психологической привязке может приобрести оскорбительный смысл. И вот с этой точки зрения следует рассматривать проблему уменьшительно-ласкательных суффиксов, «прилипающих» к именам политических деятелей и вообще известных людей, что самым серьезным образом обсуждалось на прошлой неделе в Национальном собрании.
Но прежде чем перейти конкретно к вопросу, одно небольшое рассуждение: певец-рабис, который известен зрителю как «Арменчик», хочет лично или через своего пиар-менеджера представляться без частицы «чик» (не знаю, насколько удастся этот «ребрендинг»). При составлении о нем нейтрального информационного текста, мы постараемся так и поступать, однако, некоторое время упоминая «чик», чтобы было понятно, о ком идет речь. То есть, в случае с этим певцом «чик» сначала не имел негативную «коннотацию», но начинает приобретать сейчас.
Теперь о сути самой проблемы. Руководитель фракции АНК Левон Зурабян возмущается, когда к нему обращаются с использованием ласкательной частицы. И когда его политические противники обращаются или пишут так, есть основание полагать, что у них есть специальное намерение обидеть. Говорят, что это делается в ответ на привычку оппозиционеров обращаться в таком стиле к действующему послу в Ватикане. Естественно, этого следует избегать, если нет цели совершить личный выпад.
В вопросе того же президента РА, независимо от того, что имеется или что написано в его документах, если частичка «ик» ему и республиканцам не нравится, опять-таки, не нужно ее использовать, если нет специального намерения оскорбить. Тем более, что речь идет, независимо от личностей, о президенте страны (я уже обращался к этой проблеме). Общий принцип должен быть одинаковым для всех. Не надо углубляться в документы или родословную. Да, «н**р» означает всего лишь «черный». Но если для людей с темным цветом кожи это слово звучит оскорбительно, и вы об этом в курсе, то значит слово «н**р» – оскорбление. Не делайте вид, что вы не понимаете. Другое дело, если вы хотите оскорбить осознанно, признаете это и не скрываете своего желания. Это уже дело вкуса, воспитания и культуры.
Читайте также
Арам АБРАМЯН