Имеет ли право высокопоставленный чиновник принимать такой подарок, а приняв, не декларировать его?
Говорят, нехорошо считать содержимое чужого кармана. Но если речь идет о высокопоставленном чиновнике, который является человеком публичным, то рамки этого подхода существенно меняются. Такой чиновник сам должен отчитываться и представлять декларацию о своем имуществе и доходах. Декларацию представил также председатель Контрольной палаты РА Ишхан Закарян, а также, как того требует закон, его супруга и сын.
Читайте также
Но прежде, чем перейти к ним и рассказать, как я столкнулся с их декларациями, задам г-ну Закаряну невинный вопрос, точнее, попрошу, чтобы он сам задал этот вопрос оказавшему ему «услугу» армянскому предпринимателю из США Альберту Бояджяну: если бы этот предприниматель сделал такой же подарок какому-либо среднему, а тем более высокопоставленному американскому чиновнику, а также позволил бы этому чиновнику пользоваться своим банковским счетом, а потом открыто заявил об этом, где были бы сейчас этот чиновник и этот предприниматель…? Вы правы, примерно в том месте, которое герой известного фильма назвал «исправительно-трудовой колонией». Потому что во всем мире преподнесенные чиновнику такого рода подарки, даже со стороны друзей, называются как минимум взяткой. Поскольку установлено, что нельзя брать подарок, стоимость которого превышает определенную сумму. А если отказаться невозможно, то этот подарок должен быть направлен на благотворительные цели. Кстати, это установлено также в статье 39 закона РА «Об общественной службе» – «Запрет на принятие подарка». Там четко сказано, что понятие «подарок» подразумевает любое получение преимущества в виде имущества, которое в разумных пределах не было бы преподнесено лицу, не являющемуся должностным (в этом законе имеется еще много положений о получении подарков, которые я бы посоветовал Ишхану Закаряну прочитать на сайте Национального Собрания РА . Сейчас Ишхан Закарян открыто заявляет, что некий предприниматель не только сделал ему подарок, но и разрешил распоряжаться его банковскими счетами… При этом он говорит, что дружит с этим человеком уже 15 лет. Неужели 15-летняя дружба предполагает принятие в разумных пределах такого подарка?
В Армении существует Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц. Сайт этой Комиссии создан абы как. Почти все его разделы, в том числе касающиеся правовых актов, пусты. Имеются всего две информации и два-три заключения (это тема отдельной статьи). Однако данный сайт имеет один очень хороший раздел – раздел деклараций высокопоставленных лиц. Вот именно туда и завело меня любопытство.
Но сперва приведу упомянутый мной отрывок из интервью Ишхана Закаряна газете «168 часов»: «Альберт Бояджян – один из моих лучших друзей. Он прекрасный человек, друг моей семьи, который уже несколько лет, приезжая в Армению, останавливается не в гостинице, а у меня дома, поскольку нашим дружеским отношениям уже 15 лет. Между прочим, он останавливается в доме, который был построен при содействии самого Альберта Бояджяна» (цитата с информационного сайта «168 часов» . Таким образом Ишхан Закарян подтверждает, что это его дом, построенный за чужой счет, причем «уже несколько лет». Последнюю фразу подчеркиваю особо, поскольку в размещенных на странице Комиссии по этике высокопоставленных лиц декларациях Ишхана Закаряна, его жены и сына (см. в соответствующем разделе сайта Комиссии ethics.am недвижимость не задекларирована, хотя это предусмотрено законом «Об общественной службе» РА. Так кому в конце концов принадлежит этот вызвавший большой шум особняк и в чьем доме живет семья Ишхана Закаряна и приезжающий к ним в гости армянский предприниматель из США?
Недавно в Польше один из министров подал в отставку, поскольку выяснилось, что он не задекларировал швейцарские часы стоимостью 5,5 тысяч долларов (см. на сайте «Лрагир«. Дураки эти поляки, что такое одни часы, чтобы из-за них отправлять министра в отставку. История особняка Ишхана Закаряна находится в центре внимания общественности уже долгое время. Сам он с пеной у рта пытается доказать, что получение им, высокопоставленным чиновником, подарка законно, однако этот подарок почему-то не декларирует… А Комиссия по этике высокопоставленных должностных лиц не обращает внимания на данное обстоятельство и не обсуждает поведение Ишхана Закаряна с тем, чтобы выяснить, насколько этично, что председатель Контрольной палаты, во-первых, получает в подарок целый особняк и разрешение распоряжаться чужими банковскими счетами, во-вторых, почему этот чиновник не задекларировал недвижимость, которая, как он сам открыто заявил, принадлежит ему.
Месроп АРУТЮНЯН