Сегодня в Вильнюсе начался саммит «Европейского соседства». По предварительному раскладу, Россия достигла определенных успехов, не позволив Армении и Украине подписать соответствующие документы. Для упомянутых стран это, на мой взгляд, серьезная неудача, и, наоборот, для Грузии и Молдовы – определенный успех, так как эти страны сумели продемонстрировать свою «способность к сопротивлению».
Однако позволю себе слегка отклониться от этой крайне избитой темы и поговорить об успехе вообще, о том, чего мы формально или искренне часто желаем друг другу. В мире есть сотни книг, статей и интервью, где миллионеры объясняют, как они достигли успеха. Генри Форд, например, рассказывает, как усовершенствовать производство автомобилей, Билл Гейтс – как обеспечить революцию в сфере высоких технологий. Если такую книгу напишет российский олигарх, то она (при условии искренности) будет называться «Как я оказался рядом с нефтяной трубой в момент развала Советского Союза». А армянский олигарх озаглавит книгу «Как я привозил сахарный песок из Украины».
Миллионы людей в мире читают эти написанные или ненаписанные книги, воодушевляются такими примерами или наполняются завистью и, покачивая головой, клянут злодейку-судьбу. Успех на этом примитивном уровне сознания равносилен превращению в богатого или, во всяком случае, зажиточного человека: на это ориентируется большинство людей.
Конечно, это иллюзия, потому что, во-первых, удовлетворение потребностей порождает новые, еще большие потребности (о чем писал еще в первой половине XIX века французский мыслитель Алексис де Токвиль); во-вторых, чем больше у человека материальных благ, тем больше он дрожит над своим имуществом, что делает его совершенно несчастным; в-третьих, в мире есть множество людей (начиная с меня), которые весьма довольны своей жизнью, но по каким-либо критериям очень далеки от богатства.
Читайте также
Скажу больше: а должно ли быть главной целью человека достижение успеха (всякого успеха, а не только материального) любой ценой? Разве в этой жизни нет более интересных целей? И разве не был прав Редьярд Киплинг, который говорил, что цена успеха и несчастья, по сути, одна и та же.
… Возвращаясь к сегодняшнему дню, скажу, что в сложившейся ситуации для Армении было бы большим успехом, если бы она смогла хотя бы в некоторой степени сохранить свою независимую государственность. Но если, не дай Бог, даже не сохранит, жизнь все равно будет продолжаться.
АРАМ АБРАМЯН
А может все наши беды именно от этой «независимой государственности»?
Нет, мне кажется, скорее оттого, что мы не умеем ее ценить.