Или армяно-русская «дружба» ради сохранения власти
Спустя несколько дней после Вильнюсского саммита в Армению прибыл президент России Владимир Путин. Констатируя геополитический выбор Армении после 3 сентября, Путин, похоже, попытался «вознаградить» армянский народ и власти РА затянувшимся во времени однодневным визитом.
Цель Путина, однако, заключалась в ином… Находясь на территории Республики Армения он зафиксировал намерения России. «Россия отсюда никогда уходить не собиралась, наоборот, мы собираемся укреплять свои позиции в Закавказье, опираясь на все лучшее, что досталось нам от наших предков», – провозгласил Путин в Гюмри. По словам Путина, Серж Саргсян сказал, что армянские эксперты и экономисты просчитали все возможные выгоды и преимущества от такого тесного сотрудничества в рамках интеграции и сделали свой выбор. «Это суверенный выбор армянского народа и руководства Армения», – подчеркнул Путин, желая рассеять подозрения, что власти пошли на этот шаг под давлением.
Какие расчеты экономистов и экспертов породили такие надежды у властей, пока неясно, более того, некоторые экономисты и эксперты считают, что Армению после присоединения к Таможенному союзу ждет рост цен. Со вчерашнего дня представители правящей элиты обещают, что рядовые граждане Армении «на своей коже почувствуют» положительные результаты визита Путина, и поясняют, что визитом Путина вновь было подтверждено военно-политическое сотрудничество Армении и России.
Читайте также
Действительно ли армяно-российское военно-политическое сотрудничество было подорвано и армяно-российское сотрудничество в рамках ОДКБ больше не имело никакой ценности?.. Так что, ради справедливости следует отметить – Путин наконец-таки приехал в Армению потому, что Армения отказалась от Соглашения об ассоциации с ЕС. Кроме того, 2 декабря стало видно более ясно, почему Армения отказалась от Соглашения об ассоциации с ЕС.
Армения продает России свои последние 20% акций, принадлежащие ей в «АрмРосгазпроме». Глава «Газпрома» Алексей Миллер также сообщил, что теперь газ из России будет продаваться Армении по российским внутренним ценам, но пока не ясно, по каким внутренним ценам.
Но почувствуют ли рядовые потребители разницу в цене?.. Оказывается, что нет. Глава администрации президента РА Виген Саркисян вчера пояснил, что доля государства была передана российской стороне, чтобы «компенсировать разницу в цене на газ», которая складывалась при расчете стоимости поставляемого газа на границе и потребительской ценой. В итоге, хотя по соглашениям с Россией и ликвидируются экспортные пошлины на газ, т.е., Армения отныне будет получать его примерно на 30 процентов дешевле от оговоренной ранее стоимости, но отпускные цены на территории Армении пересмотрены не будут.
По завершении армяно-российских переговоров у министра энергетики и природных ресурсов Армена Мовсисяна поинтересовались, являлись ли эти 20 процентов компенсацией за 30-процентную субсидию стоимости газа? «Нет. Идея отдать 20 процентов, с одной стороны компенсация за бывшие, имеющиеся долги, с другой стороны, как я сказал, чтобы цена и качество эксплуатации соответствовали общим стандартам». А когда его спросили, сколько составлял имевшийся долг, министр ответил: «155 миллионов долларов».
Имевшее место 2 декабря в Ереване считается «историческим достижением» и «сделкой века». И никто не задает вопрос – а в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС
разве не было возможно заключение такой сделки с российской стороной, или что могло бы воспрепятствовать тому, чтобы армянская сторона подарила российской стороне свою последнюю 20-процентную долю в «АрмРосгазпроме» до 3 сентября, и эта сделка состоялась бы, приняв за основу исключительно армяно-российские союзнические отношения? Ведь власти РА не впервые представляют обществу Армении сделки по «имуществу взамен долга».
Значит, такую цену заплатили власти РА, начиная с 3 сентября и заканчивая 2 декабрем. Могли ли они поступить иначе?.. Вряд ли. Это, возможно, стоило бы им власти…
Эмма ГАБРИЕЛЯН