Нам очень мешает атмосфера подозрительности. В нынешний период политизированные граждане обвиняют друг друга в том, что те являются агентами или «российского империализма», или «развратного Запада». А разве нельзя искренне быть сторонником той или иной точки зрения без причастности к какому-либо заговору?
Нет уверенности и среди оппозиционных кругов. Предположим, какой-то оппозиционер клянется: «Цель моей жизни – отставка Сержа Саргсяна». Другой оппозиционер ему возражает: «Нет, брат, я тебе не верю, ты только говоришь, а на самом деле ты проект президентского дворца. Вот я – другое дело, я душой и сердцем борюсь за смену власти. Вот глянь, как я обругал Сержа Саргсяна». На что первый оппозиционер отвечает: «Твоя брань довольно слабенькая, сейчас увидишь, какую матерщину напишут мои активисты на асфальте площади Свободы. Даже во времена коммунистов на стенах общественных туалетов не писали такого». «Это ерунда. Мои активисты так набросятся на полицейских, что их на несколько часов отведут в полицейские участки. Вот так борются за смену власти».
Эта лихорадочная гонка, естественно, выгодна властям, которые, слушая краем уха подобные разговоры, подсчитывают «заработанные своим потом» деньги. А самое важное, такие споры углубляют атмосферу подозрительности и недоверия, которая никому не нужна – ни властям, ни оппозиции, ни нам – беспартийным гражданам. В 90-е аодовцы обвиняли меня в том, что я скрытый дашнакцакан. Дашнакцаканы – что я аодовец. Несмотря на то, что к обеим партиям я в целом отношусь с уважением, потому что они хотя бы иногда пытаются (и пытались) разъяснить, почему стремятся к смене или «сохранению» власти. Остальные повторяют общие формулировки – о «грабеже» или «достижениях», которые больше ни о чем не говорят. Когда не ставится какая-либо ценностная задача, например, я становлюсь безразличным – сменится власть или останется прежняя. Думаю, не только я. Пусть хотя бы скажут – хотят ли они, кроме власти, чтобы Армения осталась независимой страной, или им все равно?
Хотя и независимость у нас понимается очень специфически. Например, вчера узнал, что Россия своими имперскими претензиями содействует суверенитету Армении. Да, точно так, как США – суверенитету Гаити.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН