Беседа с экономистом, бывшим председателем Контрольной палаты Ашотом Тавадяном
Группа, руководимая заведующим кафедрой математического моделирования в экономике Государственного экономического университета Армении, доктором экономических наук, профессором Ашотом Тавадяном, провела исследования для выяснения, какой вариант экономически более предпочтителен для Армении – членство в Таможенном союзе, или заключение договоров с ЕС об Ассоциации и о Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли? В результате этих исследований группа экономистов пришла к выводу, что для экономики Армении членство в Таможенном союзе выгодней.
В беседе с «Аравот» господин Тавадян прокомментировал: «Мы рассчитали риски в случае выбора Ассоциированного пути. И мы увидели, что на этом пути есть довольно серьезные проблемы. Конечно, эксперты оценили и положительное влияние: в Армению должны были войти 146 миллионов долларов на долгосрочной основе. Однако наши исследования показали, что это было бы в том случае, если бы открылась граница с Турцией, однако в ближайшем будущем этого не произойдет, мы это знаем. Второе – вопрос экспорта. В основном мы вывозим в Европу ресурсы – полезные ископаемые, но для вывоза ресурсов никаких интеграций не нужно, посредством интеграции экспортируют готовую продукцию. Опыт Азербайджана, России и Ирана показывает, что для вывоза ресурсов необходимости в интеграции нет, даже Иран может, без учета санкций, вывозить ресурсы. Надо экспортировать готовую продукцию, где добавленная стоимость весьма высока, чтобы люди могли бы работать».
Ашот Тавадян подчеркнул, что от ожидаемого снижения цены на газ в результате членства в Таможенном союзе наше государство будет иметь ежегодный доход в сумме 140 миллионов долларов, за пять лет – около 800 миллионов долларов: «Конечно, мы должны четко объяснить нашему обществу, куда пойдут эти миллионы. Эти суммы должны быть четко представлены обществу, избирателям, чтобы люди поняли, да, вот это и есть наша выгода – повышение пенсий, повышение зарплат, то, что ожидается с нового года – около 40 процентов, может, это послужило основой?».
Читайте также
Согласно исследованиям группы Тавадяна, в случае подписания Соглашения об ассоциации мы оказались бы и перед другим риском: «Следующий риск – повышение цены на газ, которая достигла бы 400 долларов, и наши ежегодные потери возросли бы на 250 миллионов долларов, за 5 лет потери составили бы более 1 миллиарда. Был и другой риск – на границах усилился бы контроль за товарами. Это естественно, потому что России было бы выгоднее развивать коньячное дело в Дагестане, чем ввозить армянский коньяк». Господин Тавадян отмечает, что надо найти золотую середину – поддержать и местного производителя, и удовлетворять требования потребителя на высококачественный товар. Для этого, согласно А. Тавадяну, при определении тарифов на готовую продукцию надо четко и смело вести переговоры с Таможенным союзом, а не делать так, как произошло при вступлении во Всемирную организацию торговли, когда все делалось по принципу – «лишь бы поскорее»: «Важно не поскорее, а наша выгода».
На вопрос «Аравот», как он представляет себе проблему на границах, если Грузия подпишет Соглашение об ассоциации, а мы присоединимся к Таможенному союзу, ответ Ашота Тавадяна был оптимистичным: «У нас не будет никаких проблем, потому что и Грузия, и Армения заинтересованы в северном рынке. Удивительно, Грузия 47 процентов вывозит в СНГ, конечно, в том числе и в Азербайджан, а когда отношения с РФ несколько потеплели, эта цифра быстро достигла 55 процентов, в США вывозится 4 процента, столько же в Германию, столько, сколько в Армению – 4 процента, которая в 100 раз меньше США, в 30 раз меньше Германии. Хочу сказать, что на экономическую ориентацию в первую очередь указывает экономическая выгода. Естественно, что экономическая выгода Грузии, а также и наша выгода – в экспорте готовой продукции, потому что это решает также проблему безработицы внутри страны – это связи с Россией. Здесь, конечно, могут быть определенные проблемы, в политическом смысле, связанные с суверенитетом – это другой вопрос. Но ты расширяешь экономические возможности и решаешь следующие задачи: рост ВВП происходит более высокими темпами – в связи с ростом экспорта и импорта, а это для нас имеет первостепенную важность. А что касается подписанных нами в Вильнюсе договоров, то вы увидите, что Армения для борьбы с коррупцией, развития судебной системы, задач, связанных с правами человека, получит ту же помощь, что и Грузия. Потому что эти вопросы страна решает самостоятельно. Знаете, что Грузия свой первый шаг в вопросе борьбы против коррупции сделала за счет своей внутренней деятельности, не будучи интегрированной в какой-либо союз. Нельзя ждать, что придут извне и решат политические проблемы или вопросы, связанные с правами человека. И потом, знаете, может быть, мы подписали бы Соглашение об ассоциации и нам дали бы высокие оценки. Мы бы говорили, что у нас плохое положение в сфере прав и так далее, а они бы оценивали положительно. Мы это уже видели, что внешние оценки не совпадают с нашими оценками».
Господин Тавадян несколько раз подчеркнул, что вопрос не в том, какой у него лично подход к вопросу ориентации Армении, а в «том математико-экономическом анализе, который они провели, пытаясь быть действительно объективными, который показал, что Армения получит экономическую выгоду, если выберет дорогу в Таможенный союз». «Европа очень хороша, но экспорта в Европу нет, европейский рынок занят, а в России с нашими брендами знакомы, и есть возможность развивать экспорт. Россия, в свою очередь, решает вопросы своей геополитики и безопасности, и для нас очень хорошо, что их эти задачи совпадают с нашими экономическими интересами. А если мы решим наши внутренние проблемы, связанные с улучшением ситуации в сфере прав, то мы станем более интересными и значимыми и для Европы».
Экономист считает, что «страна должна быть гибкой – флексибл, должна уметь везде брать свое. «И в Грузии, думаю, не менее умны, чем мы, и они постараются использовать наши возможности в северном направлении, а мы постараемся использовать возможности Грузии в направлении ЕС. Украинцы все это рассчитали несколько позже и попали в историю. Им казалось, что получат ту же помощь, что и Польша – член ЕС, которая только за 5 лет получит помощь в размере 70 миллиардов евро для населения в 38 миллионов. Если спроецируем это на Армению, то получается ежегодная помощь в размере 1 миллиарда евро. Если бы мы получили такую сумму, это, конечно, не решило бы вопросы нашей безопасности, но решило хотя бы вопрос цены на газ, и не только, решило бы и некоторые вопросы, связанные с экспортом. Хотя опять не вижу позитивных сценариев, потому что если экономику развиваешь только за счет внутреннего рынка, а деньги получаешь в виде трансфертов, грантов, кредитов, это одно дело, но намного лучше, если развивать свою экономику за счет роста экспорта, за счет готовой продукции. Это другой резерв», – говорит экономист.
Меланья БАРСЕГЯН
После пассажа о коньяке вряд ли можно воспринимать всерьез рассуждения экономиста Тавадяна.