В течение первой трудовой недели 2014 года произошел ряд событий, которые внешне не связаны друг с другом, но в действительности, конечно, во всем можно, в конце концов, увидеть определенную логику. 1. Из жизни ушли известные деятели культуры Джим Торосян, Армен Мазманян и Левон Хечоян. Пока они были живы, их творчество и общественная деятельность кому-то нравилась, а кому-то нет. Сегодня, когда их нет, все это, естественно, будет переосмыслено. Не только в соответствии с логикой «поди помри, чтоб полюбил», но и то, что успели совершить эти люди в течение своей жизни, а не то, что они сказали по тому или иному поводу. Все эти высказывания если и не забылись сегодня, то уж точно будут позабыты завтра: через 2-3 месяца, в последующие годы и десятилетия люди будут обсуждать только спроектированные Торосяном здания, спектакли, поставленные Мазманяном, книги, написанные Хечояном. Может быть, отношение и к живущим сегодня деятелям искусства тоже должно быть точно таким же?
2. Тему интеллигенции открыли артисты Тигран Нерсисян и Армен Элбакян, которые в День Святого Рождества держали над головами католикоса и президента балдахин и удостоились в интернете ярых нападок оппозиционных активистов. На мой взгляд, к духовным и светским лидерам, кто бы ими не был, надо относиться, с одной стороны строго критически (чтобы они видели свои многочисленные ошибки), с другой стороны – с уважением (это уважение не к данным лицам, а к государству, гражданином которого ты являешься, и той вере, к которой ты принадлежишь). Однако традицию держания балдахина я, честно говоря, не понимаю. Это мне напоминает зрелище из жизни африканских племен, когда над головой вождя племени его более мускулистые соплеменники держали пальмовые ветки и иногда помахивали ими, отгоняя мух. Понимаю, что эта параллель весьма субъективна и у других она может не возникнуть, но вся эта церемония, кажется, противоречит заповеди «не сотвори себе кумира».
3. Наконец, один из самых активных оппозиционных деятелей, Заруи Постанджян, на пять месяцев уехала из Армении для участия на курсах Школы права и дипломатии им. Флетчера при университете «Тафтса». Само по себе это явление нормальное и даже приветствуется – молодой депутат желает усовершенствовать свои правовые и дипломатические знания. Здесь есть только одна тонкость: Заруи Постанджян, как и все оппозиционные деятели последние 20 лет, неоднократно заявляла, что при этой власти страна рушится, государство на краю гибели и т.д. Как может она так долго отсутствовать из страны, если момент настолько фатальный? Такой «алармизм» и стремление к получению академических знаний несколько противоречат друг другу.
Во всяком случае, рассеянные депутаты-республиканцы могут спокойно оставлять свои карточки для голосованию на столах – пять месяцев их никто собирать уже не будет.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН