«Я думала, это весна, а это оттепель». Эта песня звучит в одном из последних российских сериалов. Естественно, сериал я не видел, но песня запоминающаяся. А фильм, насколько я понимаю, о хрущевской «оттепели» – о периоде советской истории (с середины 1950-х до середины 60-х годов), когда жестокий сталинский тоталитаризм сменился более мягким, но, конечно же, вовсе не демократическим режимом. Для интеллигенции это стало некоторым глотком свободы, которую, однако, очень быстро сменил тягостный брежневский «застой». В 64-65-е годы, когда я был дошкольником, мои родители слушали магнитофонные записи песен Окуджавы, которые он пел на каких-то частных вечеринках: творчество этого певца не было запрещено (не содержало никаких «антисоветских» элементов»), но официально особенно и не поощрялось, потому что было за километры далеко от официальных догм. Так что, я вкусил последние капельки «оттепели».
Вчера днем в Ереване была оттепель, в физическом смысле слова, но понятно, что это вовсе не весна. К этому чувству прибавилось и осознание того, что последние годы, в плане работы средств информации, по сравнению с предыдущим периодом можно считать «оттепелью». Хотя и в данном случае говорить о весне более чем преждевременно. Вот почему я вспомнил эту песню из сериала.
А как приблизить настоящую весну? Очень просто: отказаться от тоталитарного мышления. Прежде всего, это должны сделать, разумеется, власти. Помните, в антиутопии Замятина «Мы» один из героев в угрожающем тоне говорит: «Мы заставим вас быть счастливыми!». Это проявление именно такого мышления. Проходят выборы, и побеждает, например, Степан Демирчян. Как он будет руководить страной – неясно. Но это не означает, что избранный политик не должен руководить и, «исходя из высших государственных интересов», следует насилием и террором «исправить ошибку народа». Нет, создание традиции уважения выбора граждан намного важнее, чем качество того или иного руководителя. Добавлю также, что руководить не означает обязательно бить кулаком по столу и наказывать всех.
Или, молодежь в открытую не желает отказываться от 5 процентов своей зарплаты во имя предполагаемой достойной старости. Может, они ошибаются, и их надо убедить, что именно этот путь и есть правильный. Но убеждать, а не заставлять. А говорить – «вы ничего не понимаете, мы обяжем вас принять наше решение, а потом вы будете нас благодарить», значит уподобиться вышеупомянутому герою Замятина.
Читайте также
От нас зависит, вернется ли после «оттепели» снова зима, или наступят более теплые дни.
АРАМ АБРАМЯН