Новейшая в новой независимой Армении партия фактически получила название старейшей партии – Армянского общенационального движения. Несмотря на то, что это новая партия «АОД», многие называют ее «АОД Арарата Зурабяна». И хотя очевидно, что именно воля Арарата Зурабяна сыграла решающее значение в вопросе создания новой партии «АОД», тем не менее инициативная группа АОД давно заявила, что в новом АОД никто не будет обладать единоличной властью, все вопросы будут решаться по принципу коллегиальности. Поверить в это заявление, конечно, трудно, но не потому, что мы не верим Арарату Зурабяну, Александру Арзуманяну и другим соавторам данного заявления, а потому, что мы больше доверяем тому, что за эти два десятилетия видели собственными глазами, а именно: почти все (если не все) партии Армении – это партии одной личности.
Конечно, в Армении немало партий, состоящих из одного человека. Но сказанное нами касается не этих партий, а тех, которыми руководит и которые возглавляет одна личность. В Армении число таких партий чересчур велико. И к этому ряду мы не колеблясь можем отнести также партии, состоящие из одного человека, поскольку их руководители тоже руководят своей партией и возглавляют ее единолично. С той лишь разницей, что они возглавляют и руководят не другими, а собой. И то, что первых лиц наших партий мы называем лидерами, вполне объяснимо и логично, потому что они, будучи однажды избранными, уже не уступают свое место другому. Так, бессменным лидером партии «Оринац еркир» является Артур Багдасарян, Национально-демократического союза – Вазген Манукян, «Процветающей Армении» — Гагик Царукян, объединения «Национальное самоопределение» — Паруйр Айрикян и т.д. Вполне понятно, что лидеры в частности партий одного человека постоянно переизбираются, причем переизбраются по абсолютно демократическому принципу, потому что внутри своих партий не имеют альтернативы и второго члена. Говоря это, я отнюдь не имею в виду Тиграна Карапетовича или Аршака Садояна по той простой причине, что Народная партия Карапетыча имеет достаточное число членов и особенно сторонников. А со вторым и третьим лицами партии Садояна я знаком лично. Жизнь также показала, что партия «Цехакрон» Шанта Арутюняна тоже имеет преданных членов. И хотя остальных членов партии главного марксиста страны мы не видели, предполагаю, что в его Марксистской партии тоже есть другие члены. А если нет, то не беда, потому что главный марксист Давид Акопян сам по себе единое целое.
Говоря о партиях одного человека, мы невольно вспомнили и о многих других, но не считаем нужным касаться их по отдельности, так как видим, что никто не может привести доказательства того, что данная партия состоит не из двух лиц, а из одного.
Возвращаясь к постоянно руководимым и возглавляемым одной личностью партиям, которые в Армении составляют подавляющее большинство, добавим, что другой тип партии в стране пока не появился, за исключением армянских копий сформировавшихся в Диаспоре наших традиционных партий, которые, можно сказать, являются не централизованными, а, как они сами говорят, децентрализованными. Хотя по сравнению со своими структурами в Диаспоре ощутимую роль в них играют личности. А их децентрализация – это результат инерции, идущей из Диаспоры.
Читайте также
Что касается почти всех остальных армянских партий, то они выбирают не идейного лидера, а всего лишь сильного и влиятельного лидера, зачастую даже лишенного идейности.
Воскан ЕРЕВАНЦИ