История, связанная с накопительной пенсией, убедительным образом показала, что в обществе должно существовать распределение ролей. Оппозиция (или «не власть», «не коалиционные силы» – название не суть важно) обязана заниматься популизмом и играть на чувствах и инстинктах населения – «полный грабеж», «преступный режим», «в этой стране не осталось людей» и т.д. Это их работа, функция.
Остальные – журналисты, обозреватели, представители интеллигенции – граждане, которые непосредственно не вовлечены в политику, не обязаны любой ценой угождать народу и могут действовать более рациональным образом. Я бы даже сказал, желательно, чтобы они не угождали, потому что расплата за это – дань бесконечным жалобам, недовольству, деструктивным настроениям. Тогда как людям следует объяснить, что при любом, даже не преступном, даже при райском режиме чего-то достичь можно только упорным трудом, лишаясь каких-то удовольствий, рассчитывая свои шаги на долгосрочную перспективу.
Словом, в обществе должны быть люди, которые понимают суть проблемы. Свое мнение о накопительной пенсии я уже высказал – идея здоровая, и избежать этого пути не окажется возможным. Нынешнее претворение этой идеи в жизнь ужасно, на уровне товарища Джабраила (герой, роль которого в фильме «Кавказская пленница» исполнил Мгер Мкртчян) – «а кто будет спрашивать, мешок на голову, и все».
– А как поступить? – если «спросит» правительство? «Заменить преступников на непреступников, то есть, на нас», – сказала бы оппозиция. Таков ее рецепт. На самом же деле проблема, на мой взгляд, кроется в политической монополии. «Законодательная и исполнительная власти не должны находится в одних руках, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, делать для себя изъятия из общих законов или другими способами использовать политические привилегии в своих частных интересах в ущерб общей пользе». Эти слова были написаны в 1688 году английским философом Джоном Локком (кстати, именно в этих формулировках я вижу европейские ценности).
Читайте также
Таким образом, институциональное решение проблемы заключается в том, чтобы партия «X» контролировала партию «Y» и могла оказывать влияние на ее возможности принимать решения. Не потому, что одна является преступной, а другая ангельской, а потому, что они контролируют друг друга. Более того, мне кажется, что в преступников людей и группы людей превращает именно отсутствие такого равновесия.
Второе обязательное условие заключается в доверии к деятельности правительства. Но об этом в другой раз.
АРАМ АБРАМЯН