Состоявшаяся в Париже 24 февраля встреча министров ИД Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ имела только одно последствие: сопредседатели в первой половине февраля посетят регион. Встреча на уровне министров ИД была совершенно неэффективной. И причин для этого несколько. Прежде всего, сопредседатели, согласно последовавшему за Парижской встречей пресс-релизу ОБСЕ, продолжат обсуждения в регионе с президентами Армении и Азербайджана, тогда как традиционно сопредседатели приезжали в регион для продолжения реализации достигнутых договоренностей. То есть, по положению на данный момент каких-либо договоренностей нет. Была другая договоренность, о которой не было отмечено ни в одном, последовавшем за Парижской встречей заявлении и объявлении. Речь о подготовке к предстоящей в феврале встрече на уровне президентов, которая активно обсуждалась до встречи 24 января.
Отсутствие обращений к встрече на уровне президентов означает то, что эта встреча, как минимум, имеет статус отложенной. То есть, повестка встречи Налбандян-Мамедъяров, на которой должна была обсуждаться готовящаяся встреча президентов, подверглась изменению, причем полностью. Еще одной причиной неэффективности встречи является сохраняющаяся напряженность на линии соприкосновения, тогда как переговоры ведутся с целью сохранения относительной стабильности. Министр ИД Армении на Парижской встрече обратил внимание сопредседателей на резкую эскалацию напряженности со стороны Азербайджана на границе с Арменией и на линии соприкосновения с Арцахом и грубое нарушение режима прекращение огня, на звучащие в Азербайджане на самом высоком уровне воинственные заявления, содержащие территориальные притязания в отношении Армении, которые имеют провокационный характер и наносят серьезный удар по переговорному процессу. О произошедшем инциденте сопредседателям сообщил и постоянный участник встреч такого формата, личный представитель действующего председателя ОБСЕ. И хотя в результате сопредседатели выразили «глубокую озабоченность» в связи с грубыми нарушениями на границе и линии соприкосновения, подход вновь был безадресным и обобщенным, что дает основание устраивающему провокации Азербайджану использовать прежний инструментарий. Встреча была неэффективной также и из-за дезинформации, распространенной МИД Азербайджана, что, мол, в основе переговоров лежит восстановление территориальной целостности.
В Азербайджане предпочитают представлять переговоры, исходя из целесообразности, то есть, встреча Нлбандян-Мамедъяров служит дополнительным поводом для преподношения обществу «новостей», исходящих из собственных интересов.
В своей твиттеровской записи накануне встречи министров ИД, американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик выразил надежду на продвижение вперед во время февральской встречи на уровне президентов. Реальность в том, что никакого шага не было сделано, более того, слово «регресс» может точнее охарактеризовать произошедшее.
Сопредседатель ожидает прогресса, в то же время, в Госдепе США не в курсе о провокациях, о человеческих потерях по разные стороны линии соприкосновения и о беспрецедентной напряженности на линии соприкосновения, единственная реакция – еще одна твиттеровская запись Уорлика, что, мол, насилие и напряженность на линии соприкосновения наносит ущерб переговорным усилиям. Другой сопредседательствующей страной Минской группы – Россией, тоже не была дана оценка ситуации, сложившейся после 19 января.
Размолвка между президентом сопредседательствующей Франции и его гражданской женой является едва ли не единственной темой, представляющей общественный интерес, а карабахская проблема просто далека… Понятно, что в любом случае все имеют свои интересы. Обостряющий ситуацию и устраивающий провокации Азербайджан, прежде всего, хочет показать, что конфликт в любую минуту может перерасти в войну. Все те, кто молчат по этому поводу, если фактически не соглашаются, то своим молчанием поощряют такой подход азербайджанской стороны. Значит, провокации еще будут продолжаться.
Агавни АРУТЮНЯН