Если моя цель – помочь молодым, чтобы они, выйдя на пенсию, имели достойную старость, я должен объяснить этим молодым, что накопление пенсии им выгодно. Если они не убеждаются, не верят, то не надо делать это силком. Я на собственном примере покажу, что участвуя в этой системе добровольно, у меня через 5 лет набирается энная сумма, а через 10 лет, когда наступит мой пенсионный возраст, я буду иметь существенно больше, чем мой ровесник, который получает «обычную» пенсию. Это – логика нормального, демократического государства.
Однако если моя цель собирать деньги любой ценой, то я не только заставлю всех, но и буду оказывать давление на зависящих от меня молодых людей, которые работают в детских садах, школах, общинных администрациях и т.д., чтобы они подписали необходимые бумаги и, якобы, «выбрали» управляющий их средствами фонд. Это будет иметь два негативных последствия: прежде всего, у всего общества возникнет подозрение, что моя цель вовсе не «вершить добрые дела» для молодежи, и 5 процентов из зарплаты я забираю, исходя из своих, а не их интересов.
Второе негативное последствие более опасно: оказывая давление, унижая людей, которые в данный момент не могут мне ответить публично, я обретаю заклятых врагов. Причем, эти враги исполнены намного более негативной энергией по отношению к власти и государству (к сожалению, эти понятия у нас отождествляются), чем те, кто протестуют на улицах, и те, кто фотографируются, направив большой палец вниз. Эти две категории молодежи уже находятся на пути переопределения своего гражданства, независимо от того, правы они в данном случае, или неправы. Довольно высока вероятность, что они останутся в Армении и будут нормально работать, будут бороться, чтобы наша страна стала лучше.
Те, чье недовольство пытаются усмирить «кнутом», эти люди ругаются и клянут свою среду, они больше стремятся сбежать из страны, а если и не сбегут, то будут работать формально, без серьезной мотивации. Если кто-то думает, что жизнь в течение 70 лет под «кнутом» не оставила никаких следов в душах людей, то глубоко ошибается. Так что, давление и навязывание только на первый взгляд кажется легким, приятным и даже «государственно полезным».
В действительности это не столь уж разумное поведение. Об этом должны помнить взрослые, когда общаются с детьми, руководители предприятий, когда общаются с подчиненными, а также большие державы, которые хотят диктовать свою волю малым.
АРАМ АБРАМЯН