Любое событие, особенно содержащее элементы революции, восстания, имеет свою политическую оценку: «красные – хорошие, белые – плохие», или наоборот. С одной стороны, эти критерии весьма переменчивы и относительны, зависят от того, кем является сам дающий оценку – красным или белым. С другой стороны, для большинства человечества, как и для истории, важным и определяющим является именно это – насколько были правы или ошибались красные или белые – с их виселицами, кострами, кто первый начал, кто на что как ответил и т.д. Учебники истории состоят именно из таких баталий, словно жизнь народов проходила в переваривании следствий одного сражения и в подготовке к следующему.
Но есть и человеческое измерение. Разъяренная толпа схватила ливийского тирана Муаммара Каддафи и убила после нескольких часов издевательств над ним. По человеческим меркам это совершенно неприемлемо, а с политической точки зрения, люди, знакомые с преступлениями этого тирана, воскликнут – ему полагалось.
Подобных сцен на прошлой неделе было много и в Украине. Неуправляемый отряд с Майдана поймал одного таможенника, примотал его скотчем к какому-то столбу и подверг унижениям. В глубине души мы уверены, что все таможенники на постсоветском пространстве достойны такого отношения. Но мы в этом уверены ровно столько времени, пока в нас не заработает человеческое измерение, которое в данном случае пересекается и с элементарными представлениями о законности. Ненормальное роскошество дворцов постсоветских лидеров, а также диктаторов типа Каддафи, безусловно свидетельствует об их безграничной алчности и коррумпированности. Янукович даже записывал, кто и сколько давал ему взяток: ясное дело, страна большая, можно и забыть, кто на сколько раскошелился. И вот, во время побега не хватило нескольких грузовиков для вывоза из дворца всех самых драгоценных вещей. В политическом смысле это коррупция, по человеческим меркам – патология. Мне кажется, человек, имеющий такие представления о жизни, не только не может работать президентом, но и вообще выполнять какое-либо полезное для общества дело.
… В скромном домике возле столицы Уругвая – Монтевидео, живет 77-летний президент этой страны Хосе Мухика. Девяносто процентов из своей ежемесячной зарплаты в 12000 долларов он расходует на благотворительность, едет на работу на своем «Фольксвагене» 1987 года выпуска, выращивает с женой цветы и продает их. Вряд ли Уругвай является самой богатой страной мира, по восприятию коррумпированности она тоже находится не на самом лучшем месте. Однако можно сказать, что граждане этой страны чувствуют себя более гордыми и обеспеченными, чем граждане многих намного более развитых стран. По чисто человеческим меркам.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН