Предлагает четырем парламентским невластным силам депутат НС РА Маргарита Есаян
– Четыре невластные парламентские партии вчера приняли решение о внесении в повестку четырехдневки вопроса о выражении 28 апреля вотума недоверия правительству. Как Вы относитесь к этому решению, станет ли это поводом для паники в РПА, тем более что во время последнего парламентского брифинга депутат от АНК Арам Манукян сказал, что от власти уже начали «отваливаться куски». Кстати, в АНК и «Наследии» считают, что вслед за отставкой правительства должно последовать требование отставки президента.
– Отвечая на этот вопрос, не могу не вспомнить несколько пароняновских изречений, в частности, из известных «Пришлите денег», «Высокочтимых попрошаек», или не менее известное высказывание – «провели семь заседаний, и ни на одном из них ни к чему так и не пришли». К сожалению, четверка очень похожа на депутатов времен прекрасного юмориста. Вы говорите, что четыре силы наконец-то приняли решение об импичменте правительству, а я спрашиваю: а что делать людям, приютившимся под крылом этих так называемых четырех сил? Политическая карьера многих завершается с неумолимой быстротой, а многие, находясь десятки и более лет на второстепенных политических ролях, вдруг приятно поражаются, что к ним обращаются журналисты, задают вопросы, звонят, интересуются; чей человеческий и материальный капитал иссякает, люди ведь должны что-то делать, ну вот и пытаются выступать с подобными акциями, прекрасно зная, что их следующей фразой будет: «ну и мне если что-то дадите, и на том спасибо». Говорю об этом с болью, потому что иметь сильную оппозицию – большая удача. Сегодня у нас нет такой сильной оппозиции, мы имеем оппозиционные личности, и каждая из них под именем этих четырех сил пытается играть в свою личную игру, или игру заказчика, или вновь объявившегося старого хозяина. Думаю, что наконец-то настало время называть этих людей их настоящими именами, не то они уж как-то очень пытаются показать себя этакими хорошими парнями из кинофильмов, вводя в заблуждение часть общества, и разглагольствуя о высоких идеях, решают собственные задачи.
Читайте также
– Но речь идет об импичменте правительству и об обломках в самой РПА. Есть такое?
– Думаю, что я ответила на вопрос, но если вы настаиваете, то остановлюсь подробнее. Действующее сегодня правительство и премьер-министр будут работать и находиться на должности столько, сколько захочет президент страны. Пока президент не примет другого решения, ничего не произойдет. Что касается обломков, то знаете, в чем разница между властью и оппозицией? Власть собирает части (может и обломки), превращает их в единое целое и становится сильнее, а оппозиция разделяет, раскалывает, разносит вдребезги о каменный вал.
– В последнее время много говорилось о возможности смены власти и в Армении по примеру Украины. Великолепная четверка решила наряду с парламентской процедурой выражения вотума недоверия правительству, организовать также и акции протеста и вновь мобилизовать общество на площади Свободы. Может ли очередная активизация оппозиции стать серьезной угрозой для власти республиканцев?
– Я знаю одну великолепную четверку – «Биттлз», Великобритания, Ливерпуль. Все остальные копии имели максимум полгода жизни. Думаю, какая-либо копия на политическом поприще больше и не протянет. Тем более, что все четверо поют разные песни и у них разные дирижеры. А говорить об украинском примере и воодушевляться этим я считаю политической наивностью: в одно время воодушевились египетской темой, но быстро выяснилось, что у них нет своего Рамзеса (по совместительству – фараона). К сожалению, да, в нашей стране есть проблемы, они и в социальной, и экономической, и судебно-правовой сфере. У нас имеется и дефицит доверия – это решаемые проблемы, что власть и пытается постепенно решать, но есть одна проблема, которая не может решиться по одному только желанию власти. Это – проблема слабой оппозиции. Сегодня меня больше волнует наше общество, которое ждет видимых и ощутимых перемен, и здесь власти предстоит выполнить серьезные задачи – своими видимыми и правильными шагами удержать рядом с собой колеблющуюся часть общества.
– Решение о выражении вотума недоверия правительству, что интересно, было принято в результате личных встреч оппозиционеров с лидером ППА Гагиком Царукяном. О чем это Вам напоминает? Какую игру ведет ППА?
– Требующие отставки премьер-министра и правительства лучше бы вспомнили, что и после последних парламентских, и после президентских выборов политическое большинство открыто и публично заявило, что готово сотрудничать со всеми парламентскими силами, вплоть до уровня министерских портфелей и других должностей. Тогда они не захотели и отклонили предложение о сотрудничестве, так как тогда некоторые жаждали премьерства. Прежде всего пусть они сначала определятся между собой, в чем заключается их совместное желание, если есть такое совместное желание, и только потом вступают в игру, из которой, я уверена, они выйдут побежденными. Считаю необходимым напомнить, что до тех пор, пока РПА после парламентских выборов составляет большинство, премьер-министра и правительство будет назначать политическое большинство, это – конституционная истина. А если их задача в системных изменениях, то было бы неплохо, если бы они начали с осмысления своей роли, положения и образа.
– Как вы относитесь к референдуму в Крыме? Почему официальный Ереван пока еще не выразил свою позицию? Какие параллели, по Вашему мнению, могут быть проведены в вопросе Крыма и Арцаха?
– Я бы не отождествляла события и референдум в Крыму с Арцахом. Сейчас я высказываю свое личное мнение. Я уверена, что это существенно различающиеся ситуации, и считаю даже опасным отождествление этих двух ситуаций. Да, общим мы можем считать только одно – вопрос самоопределения, который, кажется, постепенно становится доминантой во всем мире, а во всех остальных вопросах у меня есть оговорки. Не забывайте, что после отрыва от Советского Союза и провозглашения независимой республикой Арцаху была навязана война, из которой народ Арцаха вышел победителем, так что Арцах обрел свою свободу дважды и честно – без заигрываний с Россией и Западом: это наше общее достижение и гордость, чего бы я не сказала в случае с Крымом.
Что касается первой части вопроса, то, знаете, я не перестаю удивляться, так как заметно, что когда на какую-то ситуацию мы реагируем первыми, вы говорите – почему поторопились и отреагировали первыми? Когда несколько медлим, спрашиваете – почему медлите? Думаю, правильнее торопиться не спеша – и во внешней, и во внутренней политике.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН