Если некоторые думают, что разногласия и противоречия между Левоном Тер-Петросяном и Вазгеном Манукяном начались после прихода к власти АОД, они, мягко говоря, ошибаются.
Противоречия между этими двумя индивидуумами, во всяком случае, были до прихода к власти, еще в Комитете «Карабах», при этом вполне серьезные и заметные со стороны.
Уже во время Карабахского движения появились разговоры о том, что лидером прозападного крыла комитета «Карабах», сторонников независимости был Вазген Манукян, а Левон Тер-Петросян представлял относительно прорусское крыло. То есть, еще до того, как АОД стал властью, внутри него уже существовал раскол и противоречия, которые еще больше углубились после того, как Левон Тер-Петросян стал председателем Верховного Совета, а Вазген Манукян премьер-министром. Фактически, крыло Тер-Петросяна победило, точнее, благодаря голосам в парламенте крылу Тер-Петросяна удалось значимость первого премьера независимой Республики Армения поставить в зависимость от значимости первого председателя Верховного Совета независимой Республики Армения. И вскоре премьер-министр со своей командой подал в отставку, при этом, совершенно добровольно, потому что Тер-Петросян имел большинство не только в парламенте, но и среди народа, благодаря чему очень скоро стал первым президентом Армении. Но еще до этого сторонники Вазгена Манукяна отделились от АОД и назвались Национально-Демократическим союзом.
Левон Тер-Петросян с первых же лет оказался чрезвычайно успешным политиком. Особенно успешным он был среди руководителей постсоветских республик. Левон был «любимчиком» президента России Бориса Ельцина, и среди лидеров новых независимых республик считался самым передовым и самым демократичным, а также самым молодым.
Читайте также
Уже давно позабыто, что Армению можно содержать на одном только «Джермуке», и Левон Тер-Петросян и некоторые из его команды уже поняли, что нашим единственным «капиталом» является демократия. И действительно, Армения некоторое время считалась в Закавказье островком демократии, и это было вполне объективное мнение, и естественно, что президент этого островка должен был являться носителем западных и демократических ценностей, так оно и произошло. Тем не менее, провозгласив западные ценности, Тер-Петросян отношений с Россией и лично Ельциным совершенно не испортил. Более того, в течение почти всех лет войны Армения и Россия гармонировали друг с другом также и в военном плане, в лице Павла Грачева и Вазгена Саркисяна.
Тем не менее, на начальном этапе независимости и почти весь период войны политическое и военное сотрудничество Армении никогда не были столь гармоничны, и главная причина этого крылась в прекрасных личных отношениях Ельцина и Левон Тер-Петросяна, основанных на демократии и прогрессе. Однако, в политике того времени находили место явления, которые сегодня понять трудно. Армения не только считалась считался островком демократии в Закавказье, но и размещала на границах Армении российские войска.
Казалось, что после более-менее успешного завершения войны Армения должна стать еще более демократичной, но произошло обратное.
Во-первых, выборы в 1995 году Национального собрания, а затем в 1996 году президентские выборы оказались спорными, и оппозиция итоги этих двух выборов подвергла сомнению. Запад также не принял их однозначно. Островок демократии начал тонуть, и в начале 1998 года первый президент подал в отставку. Причем, под давлением известных нам сил.
Мы, приняв мудрое выражение лица, продемонстрировали, что знаем, кто скрывается за «известными нам лицами», в то время как на самом деле мы только-только должны попытаться узнать и начать понимать.
Попробуем сделать это в следующий раз.
Воскан ЕРЕВАНЦИ