Вопрос о внесении изменений в Закон «О накопительных пенсиях» в эти дни входит в повестку Национального Собрания, и в том виде, в котором представлен в парламент, он не по душе членам инициативы «Я против». Причем, обещания, данные премьер-министром Овиком Абрамяном, что будет найдено приемлемое для всех решение по проблемам, относящимся к обязательной накопительной пенсионной системе, инициативе «Я против» не внушают ни доверия, ни оптимизма.
«Премьер-министр сказал, обязательная часть фактически приостановлена, но тот проект, который был представлен в Национальное Собрание, фактически и «де юре» всего лишь предусматривает приостановление штрафов. То есть, мне непонятно, как этим законопроектом приостанавливается «обязательный» элемент, потому что когда невластные силы проводили совещание, выступая с определенными предложениями, а в эти предложения входит и наше требование – сделать этот отчет Госдоходов добровольным, этих изменений нет в озвученных премьер-министром законодательных поправках. Мы говорим, что в законодательном, правовом плане пока что оптимизма не видим», – сказал в беседе с «Аравот» член инициативы «Я против» Давид Хажакян. Примечательно то, что когда несколько месяцев назад Овик Абрамян был вторым лицом страны – председателем парламента, и когда в это же время против «обязательного элемента» неоднократно происходили акции протеста, гражданская инициатива даже адресовала парламенту письмо, где была представлена их обеспокоенность, Овик Абрамян ни разу, как председатель НС, не отреагировал на тревоги общественности, а как стал премьер-министром, сразу же детально ознакомился с ним, о чем свидетельствуют слова премьер-министра, опубликованные на официальном сайте правительства. На наше замечание, почему Овик Абрамян, являясь председателем НС, не ознакомился с проблемами накопительной системы, более того, проголосовал за проект закона «О накопительной пенсии», и только став премьер-министром, заметил эти проблемы, Давид Хажакян сказал: «Ваш вопрос уместен, к этому вопросу я добавлю еще один: когда невластные силы предложили обсудить вопрос, касающийся именно обеспокоенности, почему фракция тогда еще председателя парламента Овика Абрамяна бойкотировала его, еще тогда так и не пожелала выслушать наши тревоги».
По словам Давида Хажакяна, инициатива «Я против» несколько месяцев назад направила в НС письмо и потребовала от Овика Абрамяна обсудить вопрос в парламенте, еще одно письмо направила в правительство с предложением внести в закон изменения, было направлено письмо также и президенту РА – как гаранту Конституции: «Письмо было направлено троим, и дело не обстоит так, что вопрос возник только что, и Овик Абрамян только узнал об этом».
По поводу логики этих шагов Овика Абрамяна мы поинтересовались и у его соратника по партии, депутата от РПА Гагика Минасяна, который сказал, что премьер-министр ознакомился с теми деталями, которые возникают в результате принятия закона: «Потому что есть множество других реалий, которые не прописаны в тексте закона, речь идет именно о них, в том числе реалии, которые связаны с отношением тех или иных слоев общества. Законопроект был принят более трех лет назад, и в это время этих протестов не было. Причем, если бы взбунтовались год, два, три назад, процессы развивались бы в более логичном русле. Закон был принят несколько лет назад, и было дано три года, чтобы разные слои общества, подробно изучив особенности закона, представили свои позиции, несогласие, что позволило бы в течение нескольких лет привести закон к такому состоянию, которое было бы приемлемо для более широких кругов общества. К сожалению, этого не произошло, и только 1 января, когда закон должен был войти в силу, в течение последних месяцев наши место такие проявления: в этом заключается причина того, что мы оказались в цейтноте». Затем господин Минасян заверил, что до 30 сентября в закон будут внесены дополнения, чтобы полностью удовлетворить требования Конституционного суда и стать приемлемым для широких слоев общества.
Не являются ли обещания нового премьер-министра всего лишь «мягкой подушкой» «под головы» бойкотирующих для выигрыша времени, чтобы в конце пенсионные реформы были реализованы жесткими методами? Тем более, что когда президент РА Серж Саргсян представлял Овика Абрамяна правительству уже в качестве премьер-министра, он подчеркнул, что программа пенсионных реформ предыдущего правительства обязательно будет продолжена По этому поводу Давид Хажакян сказал, что доверие основывается только на поступках, а в случае нынешних законодательных поправок инициатива «Я против» не видит шагов, внушающих доверие: «Данные премьер-министром заверения пока еще не превратились в законодательные поправки, при таких обстоятельствах рано говорить о доверии. И потом, эта неопределенная ситуация сердит народ, можно тянуть 1, 2 недели, но на третьей неделе волна протеста станет еще сильнее, и они будут вынуждены поспешно вносить эти изменения».
В своих словах об ознакомлении с тревогами общества Овик Абрамян сказал: «Я уверен, что пенсионные реформы в нашей стране будут иметь обязательную составляющую, однако мы обязаны найти такой путь реформ, который будет выгодным для всех и будет стимулировать участие людей в этом процессе. «Обязательная, но не навязанная». Эта формулировка, согласно члену инициативы «Я против», нечеткая: «Потому что, по сути, обязательной является также нынешняя система соцвыплат, мы обязательно производим социальные выплаты – в виде подоходного налога, то есть что имел в виду премьер-министр – в рамках обязательных, но уже выплачиваемых сумм, или в рамках обязательных новых выплат? Мы говорим – если речь идет о накопительных пенсиях, это должно быть исключительно добровольно».
Нелли БАБАЯН