«Разложение в наших рядах начнется именно с бритья!», – предупреждает своих друзей Степан Сундуков, герой самой лучшей, по моему мнению, кинокомедии всех времен «3+2». Сундуков понимает, что как только ребята нарушат табу на бритье, они нарушат и другие. Конец всякого рода насилию, ограничениям со стороны стран с авторитарным режимом или даже вполне нормальных стран будет положен в социальных сетях.
Хорошо это или плохо? Люди моего возраста обычно склонны к ворчанию по поводу интернета: что за безобразие, никакой ответственности, никаких моральных ограничений и т.д., и т.п. Конечно, все это есть. Но есть и огромные преимущества, из коих самое важное то, что правительствам все труднее и труднее будет скрывать что-то от граждан или что-то им навязывать. Именно по этой причине в таких странах, как Россия или Узбекистан размышляют над идеей создания собственного интернета. Простой пример: разве стал бы возможен хотя бы относительный успех в движении против обязательной накопительной пенсии, если бы не было соцсетей и сайтов, а под их влиянием также – более или менее других «либерализированных» средств информации, ведь в условиях конкуренции невозможно молчать о том, что сегодня является актуальной темой. Можем даже отложить в сторону вопрос о том, кто здесь прав или неправ, важно, что есть множество площадок для свободного обсуждения проблемы. Молодые женщины в Иране организовали акцию против хиджаба (косынка). Где они могли разместить свои снимки без косынок? Естественно, в «фейсбуке». Согласно BBC, на страничке «Моя тайная свобода» в течение недели было размещено 150 фотографий, которые получили 130 тысяч «like». Как сказала одна из этих женщин, она вовсе не против ношения хиджаба, она против отсутствия выбора. Вновь не могу сказать, хорошая это акция, или плохая, пусть наши добрые соседи сами решают, что им больше подходит. Речь о том, что с помощью соцсетей люди вновь могут преодолевать определенные табу – правильные или неправильные.
То, что сейчас размещено в моей «новостной ленте» «фейсбука», на 90 процентов ложь или проявление недоброжелательности против политических, экономических или личных противников. Но у меня даже в мыслях не пройдет, что информационный мусор следует запретить или ограничить. (Честно говоря, я очень сомневаюсь, что это технически возможно). Надо просто руководствоваться «навигацией собственной мысли», отделяя полезную информацию от мусора. Думаю, что учить этому детей надо и в школах. И тогда процент нормальной информации может быть достигнет 15-ти.
Читайте также
АРАМ АБРАМЯН