Тех, кто говорит об антиармянских делах Микояна, академик Национальной Академии наук РА Владимир Бархударян считает ограниченными и несведущими в истории людьми. “Неправильно, что Микоян ничего не сделал для Армении. Он сделал очень многое, часть его дел не была тогда зафиксирована, а часть зафиксирована и известна нам. Он был предан Армении и использовал свой пост, чтобы быть полезным Армении и армянскому народу”,- сказал в беседе с Aravot.am В.Бархударян. Напомним, что в связи с решением установить в Ереване памятник Микояну были высказаны противоречивые мнения, но, несмотря на это, совет старейшин Еревана принял решение установить памятник.
Академик Бархударян привел несколько исторических фактов, касающихся Микояна: “Мне, например, известно, что в 50-х годах Раффи и Рафаэль Патканян были запрещены как писатели-шовинисты. Микоян приехал, его спросили, и сразу после этого произведения этих писателей были изданы, вошли в учебники и т.д. В 1937-ом он приехал сюда вместе с Маленковым, и начались репрессии. То, что об этом говорят, правда. Но вместе с тем есть факты, свидетельствующие о том, что в конце он дал указание сотрудникам безопасности не арестовывать десять наших видных писателей, деятелей искусств, ученых. Их имена известны: Исаакян, Мартирос Сарьян, Демирчян, Степан Зорян, Вардан Аджемян и многие другие. Можно привести сотни таких фактов. Те, кто говорят, что в его деятельности нет ничего национального, ограниченные и несведущие в истории люди”.
В ответ на замечание о том, что есть архивные документы, подтверждающие, что Микоян поставил свою подпись под предложением увеличить число подлежащих расстрелу армян, академик сказал: “Эти архивные материалы представляются не совсем верно. Он подписывал то, что ему приказывали сверху, не делал это по своей воле. Когда культ личности Сталина был подвергнут критике, никто из членов Политбюро, кромен Микояна, не поддержал Хрущева. Микоян тоже выступил с резкой критикой. Если бы он делал это добровольно, то не стал бы критиковать политику Сталина, а смирился бы или промолчал, как поступили многие государственные деятели”. “Значит, Вы поддерживаете идею установки памятника?” – спросили мы Владимира Бархударяна. В ответ академик сказал: “Я считаю, что этот вопрос следует отложить. В связи с тем, что высказываются различные мнения, так как есть пострадавшие, вопрос нужно отложить, но оставить на повестке. Но сейчас этот вопрос не надо поднимать”.
Рипсиме ДЖЕБЕДЖЯН