После 3 сентября я несколько раз выражал тревогу, что тот минимальный уровень свободы слова и митингов, которого достигла Армения, начиная примерно с 2011 года, будет переживать спад. Власти Армении, думал я, больше не будут иметь «европейских» обязательств и наоборот, попытаются походить на наших «таможенных партнеров». Хотел бы ошибиться, но некоторые тревожные симптомы этого уже появились.
Вчера возле Комиссии по регулированию общественных услуг были задержаны 27 человек, трое оказались в больнице, ударили журналиста. Протест граждан был мирным, они никому не мешали, ничьи права не попирали. Следовательно, действия полицейских были несоразмерными. Судя по видеозаписям, на лицах парней, осуществляющих «операцию» было написано садистское удовольствие. Обычно заместитель начальника Полиции Еревана Валерий Осипян завязывает с демонстрантами довольно доверительную беседу, однако на этот раз такого не произошло: полицейские действовали в высшей степени непрофессионально.
Полицейские таких стран, как наша, должны понимать: когда они «воодушевленно» нападают на граждан, то уже спустя минуты сделанные с разных ракурсов видеозаписи нападения окажутся в интернете. И здесь есть два варианта: или «закрыть» интернет, что не удастся в случае с Арменией, как и с Россией и даже Белоруссией или Казахстаном – не столько технически, сколько, так сказать, «политически». Или же действовать так, чтобы потом суметь дать ответ если не в суде (к сожалению, таких судов у нас нет), то перед обществом. Держать в тайне насилие над людьми больше не удастся.
Хотя попытки ограничить интернет делаются в России. Государственная дума приняла закон, согласно которому, тому, кто в соцсетях размещает экстремистские тексты, грозит лишение свободы сроком на 5 лет. Аналогичное наказание грозит и тому, кто поставил под этим текстом «like» или поделился ссылкой. Прежде всего, неясно, какой текст можно считать экстремистским. На мой вкус, например, таковыми являются тексты, звучащие на российских федеральных каналах по поводу украинских событий. Но речь, вероятно, об иных, неприятных для «царских» ушей текстах.
Читайте также
Однако, самым курьезным, конечно, является привлечение к ответственности за «симпатии» и «ссылки» на «экстремистские» статьи. А если человек случайно ткнет пальцем в какую-нибудь «неправильную» кнопку?
Во всяком случае, под этой моей статьей я советую «like» не ставить.
АРАМ АБРАМЯН