Председатель Комиссии НС по государственно-правовым вопросам Ованнес Саакян – о процессе вхождения в Таможенный союз
– Во время учредительного собрания Евразийского экономического союза в Астане президент РА Серж Саргсян попросил время, чтобы Армения урегулировала некоторые «технические» вопросы и уже 15 июня подписала документы, касающиеся членства в ЕврАзЭС, а затем 1 июля – Таможенного союза. Первый срок истек, близится второй. Преодолены ли технические вопросы?
– В правительстве создана рабочая группа, которая занимается этими вопросами, чтобы смогли уточнить не уточненные на данный момент вопросы, чтобы в переходный период, после подписания документов, переход имел более мягкое влияние и на нашу экономику, и на деловой мир. И – в нашу пользу. То есть, чтобы переход отразился положительно. И, конечно, если уже есть какие-то договоренности, и по сей день иных заявлений не прозвучало, мы можем предположить, что документ будет подписан.
– Предполагается также, что должен быть внесен ряд законодательных поправок. Можете ли Вы, как председатель комиссии НС по государственно-правовым вопросам, сказать, имеется ли уже договорно-правовая база для подписания этих документов?
Читайте также
– Я не думаю, что имеются глобальные законы, которые должны адаптироваться радикальным образом, но есть ряд законов, один из которых включен в повестку внеочередной сессии – проект закона о безопасности пищевых продуктов.
Есть ряд подобных законопроектов, которые в таможенном пространстве должны быть общими. Сейчас мы находимся на переходном этапе. Думаю, после подписания документа у нас будет определенное время, чтобы постепенно стать полноценным членом Евразийского союза. А не так, что должны начать сразу с первого дня. Не следует забывать, что у нас время до 1 января. Конечно, есть несколько десятков законов, проектов, правовых актов, которые в общем должны быть согласованы с таможенным законодательством, но дело не обстоит так, чтобы мы должны осуществить это до 1 июля и только затем подписать. Сейчас мы в глобальном плане уточняем, согласовываем подходы и точки зрения, затем попытаемся дать и правовое решение. Подписав первого июля, мы принимаем общие принципы, затем, до первого января, когда вступит в действие подписанный нами межгосударственный договор, мы попытаемся выполнить отмеченные вами изменения. Это процесс, в который должен быть вовлечен и Конституционный суд, поскольку если какой-либо международный договор противоречит нашей Конституции, то подобные договоры не подписываются. Национальное собрание ратифицирует документ, принимая за основу заключение КС.
– Депутат фракции «Наследие» Александр Арзуманян на днях в беседе с «Аравот» заметил, что процесс членства в ТС довольно завуалированный, и законодательный орган не вовлечен в него. Нет оснований для такого беспокойства?
— Такой опытный дипломат, как господин Арзуманян, должен знать, что начальный процесс доступен в той степени, в какой это считают целесообразным сами стороны. То есть, на переговорах в принципе может быть также и секретный этап. Но когда дело достигает парламента для обсуждения и одобрения, чего-либо секретного не будет.
– Как председатель комиссии по государственно-правовым вопросам и как видный член РПА, в курсе ли Вы о деятельности рабочей группы, и вообще о процессе вступления в ТС?
– Правительство и законодательный орган имеют полномочия, возложенные на них Конституцией Армении. Я владею информацией и информирован настолько, насколько соприкасаюсь с ней в силу занимаемой должности и в соответствии с моим положение в РПА. Поэтому, если решением этой задачи занимается правительство, то все вопросы обсуждает и согласовывает рабочая группа правительства, приходит к общему знаменателя, подготавливая к подписанию. И только потом в рамках парламентских полномочий наша комиссия организовывает обсуждения, слушания и другие мероприятия.
– Аналогичный процесс происходил и перед подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, а в конце оказалось, что никто ни о чем не знает.
– Я не согласен, так как в связи с Соглашением об ассоциации с ЕС в Национальном собрании была создана межпарламентская группа Восточного партнерства, в которую были включены депутаты от всех фракций, и все они в той или иной мере были осведомлены о процессе. Конечно, настолько, насколько это было допустимо. И если по «евразийству» тоже будет создана межпарламентская рабочая группа или любой иной формат сотрудничества, то участие в этих процессах примет и парламент.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН